История социальной работы


The Presentation inside:

Slide 0

История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы


Slide 1

Тема № 2 Зарождение форм помощи и поддержки в самоорганизующихся социальных системах и общественных сообществах в России.


Slide 2

Учебные вопросы: 1. Факторы и условия зарождения форм помощи и взаимопомощи у древнейших славян. Культовые формы помощи. 2. Общинно-родовые и хозяйственные формы помощи и взаимопомощи


Slide 3

Основная литература История социальной работы:учебник/под ред. В.И.Жукова.-М.: Изд-во РГСУ,2011 Агапов Е.И. История социальной работы: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К»; Академцентр, 2014. – 256 с. Аникеева О.А., Краснова О.Н., Фодоря А.Ю. История социальной работы. – М., 2009. – 260с. История социальной работы: Учебное пособие / Е.И. Агапов, К.В. Волощукова. – М.: «Дашков и К»; Академцентр, 2014. – 256 с. История социальной работы в России: Учебник / Е.И. Холостова. – М.: «Дашков и К», 2014. – 282 с.


Slide 4

Дополнительная литература Кононова Т.Б. История социальной работы: Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 356 с. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2013. – 282 с. Шарин В.И. История социальной работы: Учебное пособие. – М.: «Дашков и К», 2013. – 368 с. Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: РГСУ, 2008. – 412с.  


Slide 5

Дополнительная литература Васильев Л.С. История Востока. Т.1. - М., 2002. Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество, православие, церковь. - М., 1995. Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989. Рыбаков Б.А. Мифология древних славян. - М., 1997. Боровский Я.Е. Мифологический мир древних славян. Киев, 1982. Кайсаров А.С., Глинка ГЛ., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. Фирсов М.В. История социальной работы: уч. пос. для высшей школы. М.: Академический проект, Трикста, 2008. Шеппинг Д. Мифы славянского язычества. М., 1849.


Slide 6

Особенности русской истории: способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновение устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составлявшее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждавшимся, что подтверждено многовековой практикой крестьянских "помочей"; национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны; ускорение консолидации русской народности с принятием христианства и обретение ею благодаря этой религии мощного духовного начала с сильной традицией коллективного устремления к лучшему будущему; утверждение общины в качестве первичной хозяйственно-социальной ячейки вместо частнособственнических образований западноевропейского типа; роль государства как основы или даже творца общества, нераздельность государства, общества и личности, присвоение корпорацией аристократической и бюрократической элиты функции "столпа" государственности и др.


Slide 7

1 учебный вопрос: Факторы и условия зарождения форм помощи и взаимопомощи у древнейших славян. Культовые формы помощи.


Slide 8

Основы помощи древних обществ Система помощи в древних обществах строилась на основе фундаментальных принципов реципрокации и редистрибуции Именно эти процессы лежали в основе ранних форм социальных связей.


Slide 9

РЕЦИПРОКАЦИЯ - (от лат. reciproco - двигать туда-сюда, возвращать обратно) ВЗАИМОПОМОЩЬ, ВЗАИМНЫЙ ОБМЕН ДАРАМИ, УСЛУГАМИ, эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами


Slide 10

РЕДИСТРИБУЦИЯ - от лат. redistributio — перераспределяю) В самом общем виде редистрибуцию можно определить как собирание воедино большей или меньшей части продукта, созданного в той или иной человеческой группе, чаще всего его концентрацию в руках ее главы, с последующим его распределением внутри той же самой группы.


Slide 11

Факторы зарождения форм помощи и взаимопомощи Фактор ( от лат. factor — делающий, производящий):Причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты Родовой быт и родовые отношения. Занятие земледелием и скотоводством. Частые враждебные нападения и военные столкновения со своими и с чужими. Среда обитания, географические и природно-климатические условия.


Slide 12

Географические и природно-климатические условия степное раздолье бескрайние лесные массивы великие русские реки


Slide 13

Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами; общинно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселения; хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.


Slide 14

Генезис древней славянской мифологии поклонение божествам природы поклонение прародителям поклонение персонифицированным богам


Slide 15

Славянские божества природы и обереги. лоси, олени, волки, медведи; леший, кикимора болотная, русалка; женские божества – «мать-олениха» и «мать-лосиха», лошадь; добрые божки - домовые, дрема, баюн; «вредные» обитатели - шишига, шишимора; банник (бог бани) и навьи (души умерших насильственной смертью), и др.


Slide 16

Боги-прародители Род и Рожаница Баба-яга


Slide 17

Древние славянские боги Даждьбог Стрибог Белобог, Белун Мокошь, Лада Мара, Чернобог, Вий, Кручина, Жель, Журба, Карна Велес.


Slide 18

Даждьбог - Сварожич.  Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной  колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую  силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.    


Slide 19

Стрибог  В восточнославянской мифологии бог ветра. В восточнославянской мифологии божество древнерусского пантеона, кумир которого был установлен в Киеве в 980. Имя Стрибога восходит к древнему корню "стрег"  что означает "старший", "дядя по отцу". В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря, что, видимо, указывает на атмосферные функции Стрибога. В древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Даждьбога, что даёт основание противопоставлять или сближать их функции и значение (дать - распространить долю, благо).  


Slide 20

Белобог - Один из верховных добрых богов древних славянских народов. Бог удачи и счастья.  В сознании древнего человека весь мир делился на две части - благоприятную и враждебную человеку. Каждая из них управлялась своим богом, определявшим человеческую судьбу. Одно божество отвечало за все хорошее (Белый бог), а другое за вce плохое (Черный бог - Чернобог).  Существование веры в Белобога подтверждается связанными с ним топонимами, сохранившимися до наших дней у разных славянских народов - названиями гор (холмов). Так гора Белобог встречается в Сербии, под Москвой еще в XIX веке существовала местность под названием "Белые боги".  Популярность Белобога подтверждается многочисленными упоминаниями в средневековых хрониках, куда включались рассказы путешественников из других стран. Так немецкий монах Гедьмольд, посетивший славянские страны в XII веке, писал в хронике, названной его именем, что славяне не начинают никаких серьезных дел без жертвы Белобогу. 


Slide 21

Мокошь Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей   помогают Богинии Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого  дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и  результат и т.п.)      Макошь- единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. 


Slide 22

Чернобог Чернобог (черный Змей, Кащей) Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.      В «Славянской хронике» автора 12 в. Гельмольда описан ритуал пиршества, на котором пускали вкруговую чашу и произносили заклинания от имени двух богов - доброго и злого, «чёрного бога». На основе этого противопоставления реконструируется пара Белобог - Чернобог, воплощение противопоставлений «счастье - несчастье, белый - чёрный» и т. д. 


Slide 23

Велес. Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев..    Ему подчинялись все низшие духи. Велес женился на Азовушке (духе азовского моря (дочери Сварога и Матери Сва) Волшебной обителью Велеса и Азовушке стал остров Буян.      В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка. Он был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские луши поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу – обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов. Так же велес является стражем и хранителем реки Смородины, Ра-реки и Черного камня.  


Slide 24

Культовые формы поддержки братчины славянские праздники родовые обряды почитания предков. общинная тризна культ героя княжеские пиры


Slide 25

Общинно-родовые формы помощи и поддержки Основой общинно- родовых форм поддержки славян была Верьвь - идеологическая система взаимоподдержки общинниками друг друга. «Институт старцев»  «Институт детского сиротства» «Институт вдовы»


Slide 26

«Институт старцев»  формы помощи выделение «косячка» кормление по дворам уход на погост


Slide 27

«Институт детского сиротства» формы помощи приймачество (аналог усыновления) мирская помощь в виде кормления по дворам назначение общественных родителей (аналог опеки)


Slide 28

«Институт вдовы» формы поддержки наделение вещами покойного в случае активного участия в обряде подготовки покойника к уходу в другой мир хождение за «навалным» участие в мятье льна с последующим вознаграждением


Slide 29

Хозяйственные формы взаимоподдержки и взаимовыручки ранние хозяйственные формы поддержки первоначально носили ритуальный характер и до XIX столетия сохранили форму народных праздников. 6 января - Турицы, (кое-где отмечался -День Кащея-Чернобога 12(24) февкаля - Велесов день  ("св.Власия")    23марта - Комоединцы (22-24-25) - Масленица- встреча весны. Весеннее равноденствие  7 -14 апреля  - Перунова неделя   14-21 апреля Фомина неделя - Неделя поминовения усопших.   6 мая - День Дажьбога - встреча весны.   10 мая - День Земли (Матери Сырой Земли)  (Никола Вешний)  24 июня - Иван Купала 9(21) сентября- Праздник Урожая - Осенины - благодарение Матери-Земли  и т.д


Slide 30

Виды «помочей»: обязательные и необязательные; сезонные и внесезонные; связанные и не связанные с сельскохо­зяйственными работами.


Slide 31

Формы «помочей»: «наряды миром» толоки складчина супряга соседские «помочи».


Slide 32

История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы


×

HTML:





Ссылка: