Отражение различий национальных культур в международном менеджменте


The Presentation inside:

Slide 0

Отражение различий национальных культур в международном менеджменте


Slide 1

План работы: Значение культурных особенностей в международном менеджменте Американский национальный стереотип Английский национальный стереотип Французский национальный стереотип Национальный стереотип жителей Ближнего и Дальнего Востока  Японский национальный стереотип Китайский национальный стереотип


Slide 2

В то время, как представители разных наций и рас имеют биологическую сходство, многие их черт являются уникальными. Одна из таких черт - культура. Поскольку бизнес-операции приобретают глубокого характера, в центре внимания теории и практики менеджмента находится поиск типов поведения предприятий (организаций), эффективных независимо от их места нахождения, или их изменение и адаптация к культуре страны пребывания. В определении корпоративной культуры Е.Шейна полностью воспроизведен этот аспект. Он считает, что культура - это образец основных предположений, разработанных, изобретенных или открытых данной группой, новые ее члены усваивают как способ восприятия, мышления и ощущения относительно возникающих проблем. Корпоративная культура – это способ не только совместной работы, но и совместного отдыха, как коллектив организовывает пр


Slide 3

В разных социальных группах формируется специфическая культура. Многочисленные исследования свидетельствуют о наличии различий в отношении разных национальных культур в определенных ценностей и установок. Например, ученые из Кренфильдськои школы менеджмента пришли к выводу, что французы более чувствительны к человеческим отношениям, однако предпочитают властном стиля управления. Они менее дисциплинированы чем немцы, которые являются сторонниками организационной дисциплины и системы. М.Тейб утверждал, что американцы предпочитают долгосрочной профессиональной карьере, личностном развитии и качества семейных отношений, отталкиваясь от «Индивидуалистской культуры», в которой «я» берет верх над группой. В японских менеджеров на первом месте стоят интересы и достижения ее целей. Они отталкиваются от коллективистской культуры. М.Тейб считает, что культурные ценности усваиваются в семье посредством влияния религии и истории нации. Организация и менеджмент оперируют в определенном культурном контексте.


Slide 4

М. Тэйба выделяет следующие аспекты культуры, которые касаются рабочего процесса: высокий и низкий контексты культуры, отношение к конфликту и гармонии, отношение к изменений, время. Культура высокого контекста - это культура, в которой информация подается в неявной форме и понятна тем, кто имеет опыт пребывания в данном культурном среде. Примерами культур высокого контекста являются японцы, арабы и жители Средиземноморья, которые, благодаря семье, коллегам и клиентам, имеют широкие информационные сети и тесные личные отношения. Культура низкого контекста - это культура, в которой между индивидами постоянно поддерживается определенная психологическая дистанция, поэтому информация, которую необходимо донести до субъектов хозяйствования, должна носить открытый характер. К представителям культур низкого контекста относятся американцы, немцы, скандинавы и другие жители севере Европы, которые строго разделяют личные отношения, работу и разнообразны аспекты повседневной жизни.


Slide 5

Разногласия и конфликты возникают в любом обществе. Однако, в индивидуалистических культурах конфликты воспринимаются как здоровое явление. Для других же культур большую ценность имеет социальная гармония. Что касается отношения к изменениям, то на Западе многие индивидов считают, что имеют возможность влиять на события, происходящие и постоянное изменение - неотъемлемая качество природы. В других культурах изменения воспринимаются как нечто, что находится вне сферы контроля человека: явления будут идти своим естественным течением, а вмешательство в них - дело практически не нужна. В Западных организациях менеджеры относятся к времени как к наиболее дефицитного ресурса. В других же странах время рассматривается как неограниченный ресурс, а так время неисчерпаем, то необходимость в его рационально использованы отсутствует.


Slide 6

Несколько моделей, позволяющих определить необходимый для глобального «правления уровень компетентности, предложил К.Едамс, а К.Бархем и С. Уиллс обнаружили, что одно из основных умений международного менеджера - навык работы «посредником между культурами и агентом перемен », определив ее как быстрое переключение из реальностей одной культуры на специфику другой, знание ее подводных камней и ощущения культурных различий, управление изменениями и умение расширять границы различных культур; достижение баланса скорости и восприятия. Исследование А.Лорента свидетельствуют о том, что различия в национальных культурах более значили чем влияние корпоративных культур. Так, менеджеры из латинских культур (французы и итальянцы) воспринимают организацию как социальную систему, американские менеджеры рассматривают ее как набор целей, которые достигаются за помощью ориентированной на решение проблем иерархии. Обобщая результаты этих исследований, можно сделать вывод о том, что глубоко укоренившиеся убеждения менеджеров формируются под влиянием национальных культур, чувствительность же управленцев влиянию переходных культур организаций - незначительна. Важнейшей задачей международного менеджера является учет национальных стереотипов поведения.


Slide 7

Американский национальный стереотип характеризуется следующими основными чертами: 1. Прагматизм. Ориентация на реальное дело, стремление к материальному достатку и зарабатывание денег. 2. Целевая ориентация: американец формирует жизненные, деловые и личные цели, которых он стремится достичь. Управление по целям (выработка целей - действия - проверка и оценка работы корректирующие мероприятия) и постоянное стремление к нововведениям является отличительной чертой американского менеджера. 3. Рациональное использование времени как важнейшего делового ресурса. 4. Индивидуализм. Предположение о том, что люди прежде индивидуумами, которые имеют определенные интересы и собственное мнение о личных потребностей, приводит к самостоятельности принятия и реализации решений и готовности нести за них необходимую ответственность. Американцы считают, что государство должна обеспечить законность, установить правила игры и дать возможность человеку принять решение самому.


Slide 8

5. Коммуникабельность, дружелюбие, открытость и искренность подталкивают американцев к сотрудничеству и работе на основе взаимного доверия без оформление по каждому поводу бумаг. Нечестное поведение партнера, нарушения соглашений вызывает у них острую негативную реакцию. 6. Распределение делового и личного в американской деловой практике и поведении. 7. Патриотизм, который приводит к проявлению этноцентризму. 8. Широкое использование в практике менеджмента теоретических положений научного, классического, ситуационного менеджмента, а также планирование организационных изменений и стратегическое управление.


Slide 9

Английский национальный стереотип связан с образом английского джентльмена и характеризуется следующими чертами: 1. Прагматичность, что выражается в ориентации на дело, действие, здравый смысл. В отличие от американца, англичанин относится к бизнесу со спортивным азартом. 2. Демонстрация деловых качеств в действии и неприятие абстрактных проектов. Англичане готовы думать и решать проблемы по ходу дела. Это приводит к того, что попытки убедить англичанина с помощью плана или проекта и их детальной проработки на бумаге могут оказаться недостаточно эффективными. 3. Чувство собственного достоинства, что приводит к необходимости придерживаться этических норм, правил, контролировать свои эмоции, проявлять терпимость к чужим взглядам и убеждений, мужество, хладнокровие. 4. Уважение к традициям и консерватизм.


Slide 10

5. Скрытый, корректный этноцентризм, не проявляется в формах, унижают национальные чувства других людей. 6. Умение вести дела в разных странах, воспринимать и адаптировать чужую культуру в интересах бизнеса, гармонично строить отношения с местной властью и населением. Великобритания накопила огромный опыт по управлению в своих прежних колониях, что отразилось на эффективности ее международного менеджмента.


Slide 11

Французский национальный стереотип напрямую связан с духовной основой: 1. Интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии и красоты. Французы стремятся достичь совершенства проектов, программ, планирования. 2. Робость и нерешительность в практическом выполнении планов.


Slide 12

3. Склонность к конфликтам и спорам при решении проблем, нежелание идти на компромисс, поскольку, по мнению французов, эффективное решение проблемы должно обеспечиваться совершенными планами. В действительности, когда плановые логические схемы не реализуются на практике, французы, вместо поиска разумного компромиссного решения, вступают в спор. Прагматик-англичанин, который не атакует проблему в лоб, сначала ориентируется на поиск компромисса. Итак, англичане и французы - это нации-антиподы. Стремление французов создать законы на все случаи жизни негативно отражается на осуществлении бизнеса в условиях неопределенности внешней среды. 4. Эффект компенсаций. Необходимость соблюдения строгих схем, законов и регламента в деловой сфере компенсируется стилем общения, поведением в семье и частной жизни, которые выражаются в раскованности, свободе от условностей, живости характера, духа, смекалки. Стремление к красоте и эстетики может проявляться в шокирующих формах, которые сглаживаются утонченностью, тактом и высокой культурой общения.


Slide 13

Национальный стереотип жителей Ближнего и Дальнего Востока в значительной мере определяется общностью религиозных основ культуры: 1. Стремление к неметушливости, доброжелательности и доверия. Люди в большой степени ориентированы не на результаты, а на саму работу (действия). Носителей Восточной культуры характеризует рациональное использование времени, стремление избегать конфликтов и критики («согласие и мир дороже правду»), мастерство делать комплименты адрес партнеров, уважительное отношение к скрытой силы. Любые открытые и агрессивные проявления силы разрушают атмосферу доброжелательности и доверия. 2. Настойчивое трудолюбие, которое в некоторых случаях может быть лишено добросовестности, что приводит к некачественным результатам работы.


Slide 14

3. Приверженность к ритуалам и чинопочитания. 4. Чувствительность и положительное отношение к шуткам и юмор). 5. Стремление смешивать деловые и семейные отношения.


Slide 15

Японский национальный стереотип основывается на вере в коллективизм и стремлении к достижению гармонии: 1. Сочетание огромного трудолюбия с внутренним стремлением к красоте и совершенства. 2. Традиционализм. 3. Практицизм, быстрая адаптация к нововведениям. 4. Коллективизм («групизм»). 5. Вежливость, деликатность, аккуратность.


Slide 16

Китайский национальный стереотип находится под влиянием конфуцианства В основе китайского стереотипа лежит образ «благородного человека», ее человечность, ум, верность, сыновняя почтительность. На основе этого китайский стереотип можно охарактеризовать следующим образом: 1. Покорение, терпеливость, настойчивость. 2. Отсутствие достаточно сильного стремления к правде, честности, договорных обязательств.


Slide 17

Поскольку бизнес-операции приобретают все более глобальный характер, в центре внимания менеджмента должны находиться следующие вопросы: • глобальное понимание основных мировых культур; • изучение особенностей и отличий национальных культур; • учет национальных стереотипов; • адаптация поведения к национально-культурных особенностей в целях эффективного использование культурного фона страны. Международный менеджер должен уметь идентифицировать проблемы, которые возникают, эффективно использовать организационные методы с учетом национальных управленческих культур и зарубежного опыта с целью успешного осуществления бизнеса.


Slide 18

Используемые источники: Багрова І.В. (ру) Внешнеэкономическая деятельность предприятия (2004)


Slide 19

Спасибо за внимание


×

HTML:





Ссылка: