Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников на соответствие требованиям ГОС


The Presentation inside:

Slide 0

1 Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников на соответствие требованиям ГОС Масленников Александр Степанович Начальник отдела педагогических измерений Росаккредагентства Москва, апрель 2010


Slide 1

2 Оценка качества подготовки при государственной аккредитации образовательных учреждений (из Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций ( Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 №522)) П.11 «Государственная аккредитация образовательного учреждения … включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений … федеральным государственным образовательным стандартам…»


Slide 2

3 Масштабы процедуры государственной аккредитации Из Закона РФ «Об образовании» п.18 «Имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения … не реже, чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию» В России порядка 1400 вузов и около 2100 филиалов вузов Следовательно, ежегодно государственную аккредитацию должны проходить не менее 700 образовательных учреждений Из отчета Росаккредагентства за 2009 г: процедуру ГА прошли 1181 вуз и филиал


Slide 3

4 Нормативные документы 1992 г. Закон РФ «Об образовании»: лицензирование, аттестация, аккредитация 1995 г. ГОС-1: содержание дисциплин, требования общие и дисциплинарные 2000 г. ГОС-2: содержание дисциплин, требования общие 2007 г. Закон РФ «Об образовании»: лицензирование, аккредитация Технологии оценки качества подготовки: Экспертные методы Экспертные методы. Локальное использование тестовых материалов Экспертные методы. Формирование единой тестовой базы, с 2004 г. – результаты компьютерного тестирования в аналитических материалах АК. Экспертные методы. Компьютерное тестирование с использованием единого банка АПИМ Развитие тестовой технологии при экспертизе качества подготовки


Slide 4

5 Условия реализации тестовой технологии оценки качества подготовки Оценка обязательного содержания дисциплин по ГОС только на базовом (минимальном) уровне освоения Обработка результатов для формирования заключения о качества освоения студентами ООП программного материала в соответствии с требованиями ГОС Тестирование студентов ООП любых курсов обучения, завершивших изучение дисциплины не позднее 1 года до процедуры экспертизы, используя выборочный метод Опора на компьютерное тестирование и Интернет-технологии передачи информации Формирование банков тестовых материалов на основе унификации содержания дисциплин для групп ООП


Slide 5

6 УТВЕРЖДЕНО Заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 16 октября 2007 г. Методика проведения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования оценки качества освоения студентами программного материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Общие положения Настоящая методика разработана в целях регламентации организации и проведения в рамках экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта оценки качества усвоения студентами вузов и филиалов (далее - вузы) программного материала. … Организационно-технологическое сопровождение тестирования осуществляется Росаккредагентством в рамках информационно-методического сопровождения процедуры государственной аккредитации вузов. … При тестировании используется банк контрольных тестовых материалов, являющийся частью Центрального банка данных по вузам России, который формируется и сопровождается Росаккредагентством.


Slide 6

7 Информационно-методическое обеспечение: сайт att.nica.ru


Slide 7

8 Принципы формирования банков АПИМ Дисциплинарный подход Принципы структурирования содержания АПИМ по дисциплине: Уровень «Дидактическая единица» Инварианты содержания (перечень ДЕ по ГОС для групп ООП) Инварианты объема часов по ГОС для инварианта содержания (установление уровня сложности заданий) Уровень «Тема» Группа тем, раскрывающих содержание ДЕ Перечень контролируемых учебных элементов по теме (знать (понятия, законы и т.п.), уметь (выделять, соотносить, вычислять…) ) Наборы заданий тестовой формы по каждой теме (педагогически эквивалентные задания)


Slide 8

9 Состав банков АПИМ Всего 87 ВПО 70 СПО 17 ГСЭ 10 ЕН 9 ОПД 51 ГСЭ 7 ЕН 3 ОПД 7 6 аграрный 6 педагогический 4 строительный 12 технический 13 экономический 10 юридический 4 медицинский 3 педагогический 1 технический 2 экономический 1 юридический


Slide 9

10 Оценка выполнения требований ГОС


Slide 10

11 Показатели освоения дисциплин по результатам тестирования для ООП вуза


Slide 11

12 Структура аттестационного педагогического измерительного материала по дисциплине Критерий освоения дидактической единицы: 50 % правильно выполненных заданий Дисциплина Дидактическая единица №1 Дидактическая единица №2 ... Дидактическая единица №k Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Название дисциплины Контролируемые в АПИМ дидактические единицы дисциплины Задания АПИМ


Slide 12

13 Полный рейтинг-лист результатов тестирования Выполнение заданий по каждой теме


Slide 13

14 Рейтинг-лист группы студентов Самый сложный раздел


Slide 14

15 Результаты тестирования при государственной аккредитации в 2009 г. Проведено тестирование в 258 вузах и 355 филиалах вузов (всего в 613 образовательных учреждениях ВПО)


Slide 15

16 Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования


Slide 16

17 Основные цели Интернет-экзамена диагностика состояния базовой подготовки студентов на соответствие требованиям ГОС помощь образовательным учреждениям в создании систем управления качеством подготовки на основе внешней независимой оценки апробация банков АПИМ для тестирования при государственной аккредитации


Slide 17

18 Основные принципы ФЭПО Добровольность участия вузов Полное доверие в организации проведения тестирования Конфиденциальность получаемой информации Единое время проведения Единые измерители для группы образовательных программ Единые методики обработки и представления информации


Slide 18

19 Европейские стандарты и руководящие принципы Болонского процесса Поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество и его гарантию Должно поощряться развитие культуры качества в вузах Должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, … Гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса Учебные заведения должны демонстрировать качество своей деятельности как в стране, так и на международной арене (г. Берген, 19-20 мая 2005 г.)


Slide 19

20 Динамика участия в ФЭПО образовательных учреждений


Slide 20

21 Динамика количества результатов


Slide 21

22 Процент студентов, освоивших все дидактические единицы дисциплины


Slide 22

23 Учет результатов ФЭПО при государственной аккредитации Условия учета по ООП: Участие 3-4 раза за 2 года до экспертизы Участие не менее 50% студентов, обучающихся на курсе Не менее половины положительных результатов Статистика 2009 г.: Результаты ФЭПО учтены для 794 ООП из 3160, выходивших на государственную аккредитацию (25%), т.е. в 139 образовательных учреждениях ВПО из 613.


Slide 23

24 Совершенствование модели оценки освоения дисциплины


Slide 24

25 Модели оценки освоения дисциплины


Slide 25

26 Методы расчета коэффициента освоения ДЕ Существующий метод: Шаг 1: Для каждого студента сравнение числа верно выполненных заданий по ДЕ с критерием (не менее 2-х заданий из 4-х) Шаг 2: вычисление доли студентов, освоивших ДЕ Nосв Косв=----------- Nстуд Предлагаемый метод: Доля верно выполненных заданий от числа предъявленных группе студентов заданий по ДЕ Мвыполн. Косв=--------------- Мпредъявл. Mпредъявл.=(Nстуд*Mзад.ДЕ)


Slide 26

27 Представление результатов тестирования по модели освоения ДЕ Заключение: Освоено 4 ДЕ из 5


Slide 27

28 Выбор критерия освоения ДЕ Модель согласования с прежними решениями: различные критерии по дисциплинам единый критерий по всем дисциплинам (50%) Модель критерия на основе требований к уровню подготовки В таблице приведен расчет по группам тестируемых


Slide 28

29 Перспективы развития банков тестовых материалов


Slide 29

30 Направления совершенствования имеющихся банков АПИМ Модификация структур АПИМ, кодификаторов и заданий на основе результатов экспертизы УМО (НМС) Модификация структур АПИМ, кодификаторов и заданий с учетом профиля подготовки Разработка АПИМ по новым дисциплинам (рекомендации УМО)


Slide 30

31 Тестовые материалы для нового поколения стандартов Цель тестирования по ФГОС – оценка степени сформированности компетенций (ОК и ПК) на пороговом и продвинутом уровнях Основа для разработки оценочных материалов: Результаты обучения по дисциплине Результаты обучения по модулю одной дисциплины группы дисциплин


Slide 31

32 Изменение предмета оценки: ГОС-2: результативность учебного процесса в соответствии с требованиями к содержанию и базовому уровню подготовки ФГОС-3: выявление степени сформированности компетенций (уровней освоения материала)


Slide 32

33 Изменение подходов к конструированию заданий в АПИМ «Дифференциация» предмета контроля (для ГОС-2) Цикл дисциплин Дисциплина Раздел (ДЕ) Тема Учебное элемент – адекватное тестовое задание «Интеграция» предмета контроля (для ФГОС) Полидисциплинарное задание Задание по нескольким разделам (ДЕ) в дисциплине Задание по группе тем в разделе (ДЕ) Задание по нескольким учебным элементам в теме


Slide 33

34 Направления модернизации банка АПИМ для оценки освоения требований ФГОС Введение обобщенных видов деятельности (результатов обучения) по дисциплинам Разработка и апробация полидисциплинарных (комплексных) групп заданий для цикла ОПД на основе объекта профессиональной деятельности


Slide 34

35 Инженерная графика РЕДУКТОР ЦУ-160 Пример комплексного задания Теоретическая механика Сопротивление материалов Взаимозаменяемость и стандартизация Теория механизмов и машин Детали машин


Slide 35

36 Проведение тестирования при государственной аккредитации и развитие ФЭПО инициировало: На федеральном уровне: Построение измерителей для оценки выполнения требований ГОС на основе инвариантов содержания дисциплин для групп образовательных программ Согласование образовательным сообществом уровня требований ГОС для оценки базовой подготовки студентов Выработку рекомендаций для совершенствования ГОС на основе инвариантов содержания дисциплин Развитие современных информационных технологий для оценки подготовки студентов Возможность учета результатов многократного участия вуза в ФЭПО в рамках процедуры государственной аккредитации


Slide 36

37 На вузовском уровне: «Настройку» вузов на внешние требования при оценке качества подготовки для целей государственной аккредитации Использование внешней оценки результатов обучения как элемента системы обеспечения качества в вузах Использование оценки базового уровня подготовки студентов для рейтинговых систем оценки подготовки студентов Развитие современных информационных технологий для оценки подготовки студентов Активизацию внимания вузовской общественности к качеству подготовки студентов и методам ее оценивания Проведение тестирования при государственной аккредитации и развитие ФЭПО инициировало:


Slide 37

38 Спасибо за внимание! Контактная информация: Тел. (8362) 41-61-94, 64-19-86, 91-90-02 e-mail: [email protected]


×

HTML:





Ссылка: