Презентацию разработали ученики 8 класса «Б» МБОУ СОШ №2 Шестопалов Алексей Щадных Артем Чернышов Павел


The Presentation inside:

Slide 0

Презентацию разработали ученики 8 класса «Б» МБОУ СОШ №2 Шестопалов Алексей Щадных Артем Чернышов Павел


Slide 1

Физика Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России. Ко времени, когда жил и творил Ломоносов, физика уже представляла собой относительно развитую науку со своими теоретическими и экспериментальными особенностями, установленными многими поколениями исследователей. В XVII-XVIII вв. учёные-физики причисляли тепло и свет к числу каких-то неощутимых невесомых жидкостей, будто бы находящихся в порах материальных тел или, наоборот, отсутствующих в них. Первый ощутимый удар по этой теории был нанесён атомно-кинетической концепцией строения вещества и законом сохранения материи и движения, установленными Ломоносовым. В работе Ломоносова "Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств" впервые излагались основы кинетической теории тепла. "Теплота тел состоит во внутреннем их движении", — писал учёный. И далее он пояснял: "Внутреннее движение как величина может увеличиваться и уменьшаться, почему разные степени теплоты определяются скоростью движения собственной материи... ".


Slide 2

Химия Физическая химия В 1752 Ломоносов прочитал студентам Петербургского университета первый в мире «Курс истинной физической химии». Он создал "с нуля" теоретические основы этой науки и разработал программу исследований, которая реальное своё воплощение получила лишь на рубеже 19-20 веков. Первый научный журнал, предназначенный для публикации статей по физической химии, был основан в 1887 году В. Оствальдом и Я. Вант-Гоффом. Первая в России кафедра физической химии была открыта в 1914 году на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.


Slide 3

История Трудность прочтения и осознания исторических записок чаще всего объясняется архаичностью языка Ломоносова и делом давно минувшего времени. Предположу обратное, язык учёного столь высок по своим нравственно-художественным характеристикам, столь отточен и гармоничен по форме, структуре, стилю, напоминая музыкальный язык И.С. Баха в сочинённых фугах, что обществу ещё нужно «пройти» через «земные чистилища», чтобы адекватно понять написанное. Именно Ломоносов представил нам историю страны в исключительной чистоте (без примесей субъективного мнения) и в целостной реалистичности (количество прочитанных источников за годы подготовки к написанию «Истории Российской», невероятно разнообразны и основательно проработаны). Гений поработал над «очисткой исторических корней» России. Доказав, что славяне не шведы, и «норманнская» версия ошибочна, Ломоносов открыто, но с большой чуткостью и осторожностью выступил и против церковного догмата, согласно которому считалось, что славяне происходят от библейского Мосоха, внука Ноева.


Slide 4

География Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии. В 1758 году Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. Он стал учителем для целого поколения русских географов, картографов, геодезистов и океанографов. Ломоносов, с детства любивший море, заботился о развитии мореплавания и изучения полярных стран. Им был разработан проект по освоению Северного морского пути. Прежде всего, для расширения державы Российской. Вспомним недавний проход ледоколов к Северному полюсу, под руководством Чилингарова. Это нужно стране и сегодня, а Ломоносов ещё в 18 веке настойчиво писал о неизученных землях Ледовитого океана. Первая русская научная экспедиция, ведомая Челюскиным и Чичаговым, состоялась именно стараниями Ломоносова. Он организовал её и составил подробную инструкцию для участников экспедиции.


Slide 5

Картография В 1758 Ломоносову было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление “Атласа Российского”. Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления “Атласа” с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат “О сохранении и размножении российского народа” (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.


Slide 6

Литература Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одина ковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.


Slide 7

М.В. Ломоносов В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин).


Slide 8

Цель: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова. Задачи: 1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества. 2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова. 3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.


Slide 9

Указ Президента РФ О праздновании 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова Учитывая выдающийся вклад великого русского учёного М.В.Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и в связи с исполняющимся в 2011 году 300-летием со дня его рождения, постановляю 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова. 2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:    образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 300-летия;    утвердить план мероприятий по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова; 3. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Российской академии наук проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные научные организации о праздновании в Российской Федерации в 2011 году 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Президент Российской Федерации В. Путин   Москва, Кремль 20 сентября 2006 года N 1022


Slide 10

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу.


Slide 11

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (8/19.11.1711-4/15.04.1765), гениальный русский ученый поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки, государственный и общественный деятель. Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом на промыслы и нередко подвергался опасностям. Побуждаемый жаждой знания, Ломоносов в 1731 ушел с обозом в Москву, где был принят в “Спасские школы”. Много горя и нужды претерпел здесь Ломоносов: укоры отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова были замечены. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он вызван в Петербург для учения при Академии наук.


Slide 12

макет усадьбы Ломоносова-старшего: заснеженная уютная изба, как из северных сказок и былин, банька, дровяник, сеновал, колодец. Прудика, рытого руками Василия Дорофеевича, под снегом не видно. купель из сгоревшей куростровской церкви, в которой крестили новорожденного Мишу.


Slide 13

Родина Ломоносова Верстах в 80-ти от Архагельска , приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, Между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове к началу XVIII века было несколько небольших деревень, в которых жили черносошные(т.е. государственные ) крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Жили они зажиточнее, чем помещичьи крестьяне. Богат был их родной северный край рыбою, зверем, лесом. И поморы, так они себя называли, славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Груманта (Шпицбергена).   Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, 8 (19) ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.  


Slide 14


Slide 15

Родители Отец ЛОМОНОСОВ ВАСИЛИЙ ДОРОФЕЕВИЧ 1681–1741 Черносошный крестьянин-помор деревни Мишанинской, живший в доме дяди Луки Леонтьевича Ломоносова. Неграмотен. С ноября 1710 года женат на Сивковой Елене Михаилоавне – матери Михайлы Ломоносова. В 1721 году повторно женился на Узкой Федоре Михайловне (?–14.6.1724), дочери крестьянина Узкого Михаила Ивановича деревни Гридинской Ухтостровской волости и жены его Анны Федоровны. Мать сводного брата Ивана (первая мачеха М.В. Ломоносова).   С 11.10.1724 женат третий раз на вдове (фамилия по первому мужу неизвестна, урожденная Корельская) Ирине Семеновне (?–1732), дочери "вотчины Антониева-Сийского монастыря Николаевской Матигорской волости" экономического крестьянина Семена Корельского из деревни Осиновый Бор. Мать сводной сестры Михайлы Ломоносова Марии (вторая мачеха М.В. Ломоносова) Осенью 1740 года Василий Ломоносов продает дом, имущество, землю и уходит на промысел в море, откуда не возвращается.   Мать СИВКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА 1690–1719/20   Дочь дьякона из Николаевских Матигор Сивкова Ивана (умер до 1708) и его жены Маремьяны (1656 – после 1710). Грамотна. Замужем за Василием Дорофеевичем Ломоносовым с ноября 1710 года до своей смерти.


Slide 16

Ломоносов начал учиться по церковным книгам и старообрядческим рукописям. По ним он научился читать и писать, но содержание их никак не связывалось с тем, что довелось ему видеть в плаваниях, над чем он задумывался. В этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное.   И такие книги он нашёл у братьев Дудиных. Василий Дудин, взявшийся учить Михайлу, служил приказчиком на верфи в Вавчуге. Её хозяин Никифор Баженин в своё время работал в царской токарне, лично знал Петра I. Брат Василий, Егор, был известным мореплавателем и промышленником, а другой брат, Осип,- знаменитым костерезом. Братья хранили книги , купленные ещё их отцом. Среди них были "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого.  Они стали для юного Ломоносова, по его же словам, "вратами учёности".


Slide 17

Путь Ломоносова от Холмогор до Москвы


Slide 18

Важнейшей проблемой в эпоху Ломоносова было формирование русского национального языка, языка отечественной культуры, науки, литературы, государственного строительства. Без богатого языка с его четко очерченными внутренними законами нет и не может быть развитого искусства, просвещения, науки.   М. В. Ломоносов выступает и как исследователь законов русского языка, и как страстный его защитник и реформатор, и как популяризатор, своими литературными произведениями и историческими сочинениями убедительно доказавший, на что способен русский язык.


Slide 19

Мозаичные работы Ломоносова. Нерукотворный Спас. Мозаика собственноручного набора Ломоносова. 1753


Slide 20

Юношеский почерк М.В. Ломоносова


Slide 21


Slide 22

ЖИЗНЬ ЛОМОНОСОВА


Slide 23

1) Где учился: Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву, где поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском сочинять небольшие стихи, начал учить греческий. В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии. В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.


Slide 24

2) таланты: "слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии". Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ. Ломоносов начал изучать европейские языки, и делал пометки на полях книг на французском и немецком языках. 3) исследования коснулись: Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. с января 1737 года начали слушать курс теоретической химии профессора Дуйзинга, а затем лекции Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. С мая наряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. Первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости». Ломоносов проявил в ней большую самостоятельность — стремился опереться на данные опытов. Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но практической работой над стихотворными переводами.


Slide 25

Михаил Васильевич Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище около Александра-Невского лавры.


×

HTML:





Ссылка: