Проектирование современного урока в рамках реализациикомпетентностного подхода


The Presentation inside:

Slide 0

Проектирование современного урока в рамках реализации компетентностного подхода Выступление на педагогическом совете Учитель 1 уровня, Сычева В.М. 11.10.2014г.


Slide 1

«Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». Н.А. Назарбаев Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 2


Slide 2

Пирамида обучения (степень освоения материала) Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 3


Slide 3

Сравнительный анализ образовательной среды традиционного и современного уроков Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 4


Slide 4

Аспекты компетентностно-ориентированного урока Целеполагание на  уроке Мотивация Деятельностные методы и приемы обучения Рефлексивное-оценочное пространство урока Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 5


Slide 5

1. Целеполагание на уроке Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 6


Slide 6

SMART-критерии постановки компетентностно-ориентированных целей S (Specific) – конкретные: цель должна быть четко сформулирована. M (Measurable) – измеримые: если у цели не будет каких-либо измеримых параметров (критериев), то будет невозможно определить, достигнут ли результат. A (Attainable) – достижимые: цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. R (Result-oriented) – ориентированные на результат: цели должны характеризоваться исходя из результата, а не количества проделываемой работы. T (Time-bounded) – соотносимые с конкретным сроком: цель должна быть выполнима в определенном временном измерении (урок – 45 минут). Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 7


Slide 7

Группы целей Личностные цели осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; Предметные цели  формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме; Креативные цели составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины; Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 8


Slide 8

Группы целей Когнитивные цели  познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов. Организационно-деятельностные цели овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 9


Slide 9

Постановка учениками собственных целей. (выберите из перечня целей те, которые отвечают Вам.) 1)   изучить материал модулей; 2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте; 3) усвоить основные понятия и законы темы; 4) подготовить доклад по одной из проблем (указать); 5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу; 6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); 7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений; 8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); 9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; 10) проявить и развить свои способности (назвать их); 11)  организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 12) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; 13) доказывать и опровергать утверждения педагога; 14) свой вариант цели . (самостоятельная постановка цели) Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 10


Slide 10

Специфика педагогических целей Педагогические цели прогнозируют изменения в личностных структурах учащихся: знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах. Поставить педагогическую цель – значит определить изменения, которые должны произойти в свойствах ребенка к концу урока. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 11


Slide 11

Иерархия целей Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 12


Slide 12

Как определять цели урока? Цели – это ожидаемые результаты деятельности, достижимые за определённый промежуток времени. формирование нравственных качеств развитие познавательных интересов формирование ОУУН интеллектуальное развитие Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 13


Slide 13

Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: Усвоение каких элементов знаний предстоит обеспечить на уроке? (фактов, сведений, понятий, закономерностей, законов, принципов, теорий, правил) Формулировки целей формирования знаний могут начинаться словами: сформировать, закрепить, систематизировать, обобщить, углубить, конкретизировать Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 14


Slide 14

Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: 2. Формирование каких умений необходимо организовать в течение урока? Формулировки целей формирования умений могут начинаться словами: научить, развить, сформировать Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 15


Slide 15

Определяя специфические цели урока, следует ответить на ряд вопросов: 3. Отношение к каким явлениям действительности формируется на данном уроке, в чем оно должно выразиться? (какие вызвать эмоции, чувства, ощущения) Формулировки целей формирования оценочных суждений, целей эмоционального воздействия могут начинаться словами: подвести к выводу, убедить, доказать, вызвать интерес, сочувствие (или другую эмоциональную реакцию), заставить задуматься. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 16


Slide 16

2. Приемы  мотивации апелляция к жизненному опыту детей. ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает. создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. ролевой подход. деловая игра. решение нестандартных задач на смекалку и логику. игры и конкурсы. кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 17


Slide 17

3. Деятельностные методы и приемы обучения При проектировании урока учителем, планируется прежде всего деятельность учащихся. 80% урока должен работать и говорить не учитель, а ученики!!! Учитель – организатор, дирижёр урока, чем меньше его заметно, тем лучше. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 18


Slide 18

Современные педагогические технологии. технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,   дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, информационно-коммуникационные технологии Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 19


Slide 19

Компетентностный подход и межпредметная интеграция. Взаимодействие: учебных предметов одной образовательной области; учебных предметов различных образовательных областей; классно-урочной и внеурочной/внеклассной деятельности по предмету; основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, студии, секции, мастерские, и т.д.); учебной деятельности по предмету и внеучебной  деятельности учащихся и классного коллектива; школьной и внешкольной деятельности учащихся. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 20


Slide 20

4. Рефлексивное пространство урока Рефлексивный тест: Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 21


Slide 21

Рефлексивное пространство урока Вербальная форма – методика незаконченного предложения (устная или письменная): Сегодня на уроке я ... Самым полезным, интересным для меня было ... Я встретился с трудностью при ... Мне это необходимо для ... У меня хорошо получилось ... Строки самому себе… Скажи комплимент новой теме ... Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 22


Slide 22

Рефлексия "Дневник открытий" Заполните страничку Вашего дневника открытий, который Вы начнете вести с сегодняшнего дня. В нем зафиксируйте все Ваши открытия, которые Вы сделали во время изучения темы, выполнения заданий. В особенности, проанализируйте открытия для Вашей будущей планируемой деятельности. Благодаря чему Вам это удалось? Дайте в каждом случае оценку сделанному Вами открытию с позиции его важности: а) для вас; б) для науки; в) для всех остальных (одноклассников, учителей и др.). Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 23


Slide 23

Рефлексия «Трактат» Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого»..., попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам? Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 24


Slide 24

Этапы проектирования КО урока Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 25


Slide 25

Рекомендации учителю при построении образовательного процесса при реализации компетентностного подхода Методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей. При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем. Стараться отказываться от таких некомпетентностных форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 26


Slide 26

Для успешной учебной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею» «Могу» «Хочу» «Верю в свои возможности» Именно этому необходимо научить своих детей. Сычева В.М., учитель СОШ № 86, Караганда 27


×

HTML:





Ссылка: