Урок с элементами анализа


The Presentation inside:

Slide 0

Урок с элементами анализа 5 класс Литература Банюшевич Л.Н., учитель русского языка и литературы


Slide 1


Slide 2

Тема: И. С. Тургенев. «Герасим и Муму»


Slide 3


Slide 4

И. С. Тургенев ( 1818-1883)


Slide 5

Цели: Развивать умения краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода; Продолжить сопоставительную характеристику Герасима с другими героями; Научиться составлять план и выделять границы эпизодов.


Slide 6

Рассказы о героях Капитон Климов Был башмачником у старой барыни, «пьяница горький». Тургенев пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и неоценённым по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком -то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя.» Когда Гаврила говорил ему, что он только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреевич, один мне судья: сам Господь Бог - и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сём свете суть и точно ли даром хлеб ем.» Он заявляет, что он, « однако человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок», и называет себя горемыкой. В женитьбе Капитон видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы Капитон совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.


Slide 7

Гаврила Главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней он постоянно говорит на «с»: женить- с, можно -с, хорошо -с . Когда Гаврила разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет «с». Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.


Slide 8

Татьяна Молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое бельё. У неё не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и её все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет: « Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни.» Татьяну с детства заставляли работать за двоих, у неё не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с неё «соскочила».Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Перед отъездом в деревню Татьяна на прощание поцеловалась по -христиански с Герасимом. Это был единственный человек в её жизни, который жалел её и заботился о ней.


Slide 9

Работа с эпизодом Вспомнить отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос» (посвящённый русской женщине) Вывод: По мнению Некрасова, женщина по - настоящему красива тогда, когда её красота соединяется с чувством гордости и самоуважения.


Slide 10


Slide 11

Эпиграф: …Он казался каким - то великаном перед нами. И. Тургенев. «Муму».


Slide 12


Slide 13

Рисунки к рассказу


Slide 14

Составление плана (Выразительное чтение рассказа, обозначение границ эпизода.) а) Неожиданная находка. (от слов: «Всё это происходило весною…» ) б) Собачка испанской породы. ( от слов: « Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком…» ) в) Муму и барыня. ( от слов: “Так прошёл ещё год…» ) г) Приказ барыни. ( от слов: « До самого вечера барыня была не в духе..») д) Муму возвращается. ( от слов: « Впрочем, его беспокойство было напрасно…» ) е) Ночной переполох. ( от слов: « Герасим уже прежде догадался…» ) ё) Осада каморки Герасима. ж) Прощание с Муму. з) Возвращение на родину.


Slide 15

Анализ эпизода ( Осада каморки Герасима) а) детали эпизода: поведение барыни; трусость Гаврилы; участие в « операции» дяди Хвоста; услужливость Степана. б) Чтение абзаца. ( Герасим неподвижно стоял на пороге…») подчеркнуть противопоставление героев.


Slide 16

Рисунки к рассказу


Slide 17

Вывод: Герасим - великан в «красной крестьянской рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены « людишки в немецких кафтанах» Слово «немец» буквально обозначает « немой»: первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди, которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.


Slide 18

Герасим


Slide 19

Анализ эпизода: «Прощание с Муму ,возвращение домой» Он спешил без оглядки, спешил домой, к себе в деревню. И Тургенев. « Муму.» Почему Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму? (Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Желание вернуться в деревню созревает внезапно под влиянием картин природы. Когда он шёл топить Муму, он не думал уходить из города. Прощание с единственным любимым существом разорвало оковы внутреннего рабства, Герасим « прибежал в свою каморку, проворно уложил кое - какие пожитки в старую попону, связал её узлом, взвалил на плечо, да и был таков».


Slide 20

Рисунки к рассказу


Slide 21

Прощание с Муму Рисунок В. Герасимовой. 5 класс


Slide 22

Сопоставление Сопоставьте начало рассказа ( экспозицию, т. е. изображение героев до начала действия) и его эпилог (последний абзац рассказа). Как согласуются эти части в авторской характеристике Герасима?


Slide 23

Работа с таблицей


Slide 24

Вывод: Созвучие эпилога и экспозиции придаёт завершённость тургеневскому рассказу, говорит о том, что нелёгкие испытания не сломили Герасима, свидетельствует о могучей нравственной силе героя, цельности его характера.


Slide 25

Итог: Герасим - это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить в себе чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на компромисс. Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть своё одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность - глухоту и немоту - преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.


Slide 26

Итог: Задумываясь над характером героев, можно отметить: все знали о симпатии Герасима к Татьяне, но никто не заговорил об этом. Чувства человека просто растоптали, спокойно и небрежно, так же как и привязанность героя к крестьянскому труду. И первой в этом виновата барыня. В России 19 в. было много жестоких крепостников - самодуров. Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе страшное право - эксплуатация одного человека другим. И. Тургеневу удалось показать тяжесть крепостного гнёта, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также ( на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться»


Slide 27

Работа по группам Задание: кратко ответить на поставленные вопросы, тем самым выстраивая логическую цепь ответов, составить мини - рассказ. а) Какими чертами характера наделил автор своего героя? Как писатель характеризует отношения Герасима с дворовыми людьми? б) Расскажите: об истории с Татьяной; Герасим и дворня; Герасим и барыня.


Slide 28

Работа по группам в) История с Муму. Почему в повести эпизод находки Муму следует сразу же за эпизодом прощания с Татьяной? г) Дайте характеристику Герасиму. Можно ли считать его поступок протестом против гнёта крепостничества? д) Почему И. Тургенев назвал рассказ не « Герасим», а « Муму»? Чему вас научил этот рассказ? Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?


Slide 29

Рисунки к рассказу


Slide 30

Тест: Каков жанр произведения: а) роман; б) рассказ; в) очерк; г) повесть? 2. Что описал автор в «Муму»: а) любовь Герасима к Муму; б) жизнь столичного дворянства; в) духовное перерождение человека? 3. С помощью какого художественного приёма И. Тургенев создал систему образов рассказа: а) сопоставление характеров; б) принцип парности; в) антитезу?


Slide 31

Тест: 4. К кому из героев мы видим ироническое отношение автора: а) к Татьяне; б) к барыне; в) к Муму; г) к Герасиму; д) к Гавриле; е) к Капитону? 5. Что значит: Герасим в «счастливый год очень был доволен своей судьбой»: а) спас Муму; б) полюбил город; в) пережил чувство участия и любви, понял, что кому -то нужен? 6. В какой момент Герасим принял решение вернуться на родину: а) когда « долго грёб против течения»; б) когда кормил Муму в трактире; в) в сцене у каморки; г) когда бросил Муму в воду?


Slide 32

Тест: 7. Какие действия Герасима помогают понять его внутренние переживания до гибели Муму: а) распахнул дверь и вышел на крыльцо; б) зашёл с Муму в трактир и накормил собаку; в) долго грёб против течения; г) искал лодку? 8. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными: а) описание жизни барской усадьбы; б) угодливость и бесправие дворни; в) деспотизм барыни; г) немоту Герасима?


Slide 33

Словарная работа


Slide 34

Сочинение


Slide 35

Высказывания учащихся из сочинений


Slide 36

Памятная доска


Slide 37

Памятник Муму


Slide 38


×

HTML:





Ссылка: