"Дубровский"


The Presentation inside:

Slide 0

"Дубровский" А. С. Пушкин Литературная игра (текст Е.Захарьиной, оформление Г.Богомоловой)


Slide 1

Конкурс № 2. Исторические реалии. Особенности лексики. Конкурс № 3. Узнайте героев романа по описанию Конкурс № 4. Значение имени Конкурс № 5. Звания героев Конкурс № 1. О каких сценах, событиях идет речь? Конкурс № 6. Дворянские усадьбы Конкурс № 7. «Дубровский» в цифрах Конкурс № 8. Музыкальные вопросы Конкурсная программа 1-е задание эрудитам 2-е задание эрудитам 3-е задание эрудитам


Slide 2

Конкурс № 1 О каких сценах, событиях идет речь?


Slide 3

Конкурс № 1 О каких сценах, событиях идет речь? О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» (Владимир Дубровский после похорон отца)


Slide 4

Конкурс № 1 О каких сценах, событиях идет речь? 2. Кто и в какой момент изображен в этом отрывке: «.. .ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)


Slide 5

Конкурс № 1 О каких сценах, событиях идет речь? 4. «Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений...» На что был сердит Дубровский? (Мужики Троекурова воровали его лес)


Slide 6

Конкурс № 1 О каких сценах, событиях идет речь? 5. Назовите героя и эпизод. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». (Дубровский в суде после провозглашения приговора)


Slide 7

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики


Slide 8

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.» Кто такой стремянный? (Конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)


Slide 9

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (Крепостной слуга)


Slide 10

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 3. Кто такой гувернёр? (Воспитатель, учитель в семье)


Slide 11

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 4. Кто такой стряпчий? (Стряпчий - ходатай по служебным делам)


Slide 12

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 5. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (В христианской церкви)


Slide 13

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 6. Что такое купчая? (Документ на приобретённое, купленное имущество)


Slide 14

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 7. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз и почему он решился стать гувернером? («Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондиторы - но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее» .)


Slide 15

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 8. «-Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет. - И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках.» Кто такой исправник? (Начальник местной полиции)


Slide 16

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 9. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»? (Беден)


Slide 17

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 10. .«Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» Что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? О ком так говорят? (Обух - тупая и очень прочная сторона острого орудия, топора. Так говорят о твердолобом и упрямом человеке, которого никак не переубедить.)


Slide 18

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 11. .«Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»... Что такое подобострастие? (Льстивость, угодливость)


Slide 19

Конкурс № 2 Исторические реалии. Особенности лексики 12. «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (Хвалились, кичились)


Slide 20

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию


Slide 21

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию «.. .в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)


Slide 22

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию 2. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)


Slide 23

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию 3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем...» (Владимир Дубровский)


Slide 24

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию 4. Этот герой «.. .выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный... с людьми самого высшего звания…, …с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» (Троекуров)


Slide 25

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию 5. «Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги.» (Заседатель Шабашкин)


Slide 26

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию 6.Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать.» (Князь Верейский)


Slide 27

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию 7. На балу в доме Троекурова «…между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.» (Дефорж)


Slide 28

Конкурс № 3 Узнайте героев романа по описанию 8. Он, «… призывая господа в свидетели в том, что красная шкатулка его была пуста, не лгал и не согрешал – красная шкатулка точно была пуста, деньги, некогда в ней хранимые, перешли в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой.» Имя, отчество и фамилия персонажа. (Антон Пафнутьич Спицын).


Slide 29

Конкурс № 4 Значение имени


Slide 30

Конкурс № 4 Значение имени Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – «скала, утёс, камень» Выберите правильный вариант: Кирилла Петрович Андрей Гаврилович Антон Пафнутьич Владимир Андреевич


Slide 31

Конкурс № 4 Значение имени 2. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «мужественный, храбрый», а отчество в переводе с древнееврейского – «сильный муж или крепость.» Выберите правильный вариант: Кирилла Петрович Андрей Гаврилович Антон Пафнутьич Владимир Андреевич


Slide 32

Конкурс № 5 Звания героев


Slide 33

Конкурс № 5 Звания героев В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? Выберите правильный вариант: Корнет Поручик Бригадир


Slide 34

Конкурс № 5 Звания героев 2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского, с которым он вышел в отставку Выберите правильный вариант: Ротмистр Капитан-поручик Поручик гвардии


Slide 35

Конкурс № 5 Звания героев 3. В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? Выберите правильный вариант: Генерал-майор Генерал-аншеф Секунд-майор


Slide 36

Конкурс № 5 Звания героев 4. Назовите титул героя по фамилии Верейский (Князь)


Slide 37

Конкурс № 6 Дворянские усадьбы


Slide 38

Конкурс № 6 Дворянские усадьбы «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом - пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское)


Slide 39

Конкурс № 6 Дворянские усадьбы 2. Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)


Slide 40

Конкурс № 6 Дворянские усадьбы 3. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)


Slide 41

Конкурс № 7 «Дубровский» в цифрах


Slide 42

Конкурс № 7 «Дубровский» в цифрах Сколько душ крестьян было у Дубровского? Выберите правильный ответ: 50 70 90 120


Slide 43

Конкурс № 7 «Дубровский» в цифрах 2. Сколько кошек было спасено в загоревшейся усадьбе Дубровского? (Одна)


Slide 44

Конкурс № 7 «Дубровский» в цифрах 3. Сколько денег предложил Дубровский подлинному Дефоржу за его документы? Выберите правильный ответ: 3 тысячи 5 тысяч 10 тысяч 15 тысяч


Slide 45

Конкурс № 7 «Дубровский» в цифрах 4. Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (Две тысячи)


Slide 46

Конкурс № 7 «Дубровский» в цифрах 5. Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? Выберите правильный ответ: 21 год 22 года 23 года 24 года


Slide 47

Конкурс № 7 «Дубровский» в цифрах 6. Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? Выберите правильный ответ: 1 тысяча 2 тысячи 3 тысячи


Slide 48

Конкурс № 8 Музыкальные вопросы


Slide 49

Конкурс № 8 Музыкальные вопросы Какая мелодия обычно выдавала внутреннее волнение Троекурова? («Гром победы, раздавайся»)


Slide 50

Конкурс № 8 Музыкальные вопросы 2. На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (Фортепиано)


Slide 51

Карточка № 1 (эрудиты) Восстановите последовательность эпизодов в романе. Проставьте номера 1-12


Slide 52

Карточка № 1 (эрудиты) Восстановите последовательность эпизодов в романе. Правильные ответы


Slide 53

Карточка № 1 (эрудиты) Восстановите последовательность эпизодов в романе. Правильные ответы


Slide 54

Карточка № 2 (эрудиты) Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа


Slide 55

Карточка № 2 (эрудиты) Соедините стрелками имя и «должность» персонажей романа


Slide 56

Музыкальное задание эрудитам Кто автор оперы «Дубровский»? (Э.Ф.Направник)


Slide 57

Образовательный сайт учителя русского языка Захарьиной Е.А. /Режим доступа: http://www.saharina.ru/metod/lit/les1/ Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. - №7. – С. 91-99 Использованные ресурсы:


×

HTML:





Ссылка: