КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭПОХИ В КУЛЬТУРЕ


The Presentation inside:

Slide 0

КОММУНИКАТИВНЫЕ ЭПОХИ В КУЛЬТУРЕ


Slide 1

Типы коммуникации (в основе – пространственно-временная среда по А. В. Соколову)


Slide 2

4 основных типа коммуникации: I. Материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.); II. Генетическая (биологическая, видовая); III. Психическая (внутриличностная, автокоммуникация); IV. Социальная (общественная).


Slide 3

Социальная коммуникация Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве [1] [1] Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.17-18.


Slide 4

Виды коммуникации: внутриличностная межличностная групповая коммуникация организационная межкультурная общественная массовая


Slide 5

Цели социальной коммуникации 1. познавательная - распространение (коммуникант) или приобретение (реципиент) новых знаний или умений; 2. побудительная - стимулирование других людей к каким-либо действиям или получить нужные стимулы; 3. экспрессивная - выражение или обретение определенных переживаний, эмоций.


Slide 6

Три рода социальной коммуникации Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. С.101-102.


Slide 7

Маршал Маклюэн – пророк электронной коммуникации (1911-1980) Книга «Понимание средств коммуникации» духовный и материальный прогресс человечества определяют не орудия труда или освоение природы, не экономика, политика или культура, а технология социальной коммуникации, т. е. коммуникационные каналы, которыми располагают люди. В зависимости от доминирующих средств массовой коммуникации (mass media) история человечества делится на четыре эпохи, в общем совпадающие со стадиями эволюции культуры


Slide 8

Эпоха «дописьменного варварства» (стадия археокультуры по периодизации А. В. Соколова) характеризуется наивно-непосредственным отношением людей в окружающей среде; высшим коммуникационным достижением была членораздельная речь, воспринимаемая слухом, отсюда - формирование «человека слушающего»; «Человек слушающий», использующий естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что способствовало гармоническому развитию его психического мира.


Slide 9

Эпоха письменной кодификации (стадия палеокультуры) нарушила духовную гармонию и «сенсорный баланс» неграмотного варвара; теперь в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами. Приобщение к умственным операциям кодирования-декодирования смыслов сделало человека рационалистическим и расчетливым «сторонним наблюдателем исторического процесса». На смену племенному братству пришла феодальная раздробленность (детрибализация). Однако вплоть до XV в. ороакустический (устный) и визуальный (письменный) каналы коммуникации находились в условиях равновесия.


Slide 10

Эпоха Гутенберга (стадия неокультуры) окончательно покончила с природной гармонией первобытного человека. Наступила «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Человек становится «умнее» не за счет общения с другими людьми, а за счет индивидуального чтения; вместо «человека слушающего» появляется «человек смотрящий», у которого атрофированы все сенсорные каналы - слух, обоняние, осязание, вкус, зато гипертрофировано зрение; личное мышление все больше уступает место ориентации на печатное слово и «книжные» авторитеты. Люди стали доверять «мертвой букве» больше, чем живому слову, отчуждение приобрело в обществе угрожающие масштабы. Зависимость людей от продукции «Гутенберговской Галактики» привело к печальным последствиям.


Slide 11

Современная эпоха - синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры) Электрические и электронные средства связи, по словам М. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества; Коммуникационные средства оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека. Окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях; к людям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации. Электронные технологии общения способствуют слиянию мифологического (непосредственного) и рационалистического (опосредованного) способов восприятия мира, что создает предпосылки для целостного развития личности.


Slide 12

«Электронная галактика» влечет «ретрибализацию» существующих обществ и на новой технологической основе воспроизводит «первобытное единство коллективного сознания», превращая нашу планету в единую «глобальную деревню». В этой «деревне» не будет индивидуализма и национализма, отчуждения, агрессивности и военных конфликтов.


Slide 13

О б с у ж д е н и е Средства коммуникации рассматриваются Маклюэном как внешние расширения человека, как непосредственные технические продолжения его тела. Это отделение средств от человека метафорически описываются им как «ампутация» всевозможных человеческих способностей (отделение человека от своей сущности - сопоставление с Нарциссом) Как вы относитесь к такому метафорическому сопоставлению?


Slide 14

О б с у ж д е н и е Грядущая всемирная цивилизация, -пророчил М. Маклюэн, - будет обществом «гармоничной коммуникации» и «образного мышления», являющихся непременным условием формирования высших культур. Маклюэн предсказывал закат «Галактики Гутенберга» и появление гармоничного «хомо телевизионис». Согласны ли вы с таким «пророчеством» Маклюэна? Сопоставьте предыдущее и данное размышление (проблема интерпретации трудов Маклюэна)


Slide 15

Функции электронной коммуникации Каковы функции устной и документной коммуникации? Каково в дальнейшем будет взаимодействие 3 коммуникационных каналов? Конкуренция между искусственными коммуникационными системами: документной и электронной


Slide 16

О б с у ж д е н и е Может ли электронная коммуникация выполнять те же функции и насколько успешно?


Slide 17

Точка зрения А. В. Соколова Все функции документной коммуникации могут также или лучше выполняться электронной коммуникацией. При этом надо иметь в виду, что потенциал электронной коммуникации не только не реализовался в полной мере, но даже не осмыслен общественным сознанием (за исключением писателей-фантастов).


Slide 18

Коммуникационные барьеры электронной коммуникации 1) Технический барьер (надо опасаться не слабости техники. А зависимости от техники); 2) Психические барьеры Ослабление внимания, Снижение интеллектуальной восприимчивости, («леность мысли» у телезрителя и интеллектуальная работоспособность у читателя); Мозаичность индивидуальной памяти складывается у телезрителей из-за бессвязности и разноголосицы предлагаемых им сообщений; чтение же может быть (правда, редко) систематическим и целенаправленным.


Slide 19

Человек читающий и человек, «облученный телевидением» В результате человек читающий лучше подготовлен к творческой и коммуникационной деятельности, он более полноценен социально и богат духовно, чем люди «облученные телевидением». С. Н. Плотников (см. С. Н. Плотников «Чтение и экология культуры»


Slide 20

Человек читающий и человек «облученный телевидением» Читатели, «способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое, выявлять противоречивые взаимосвязи; более адекватно оценивают ситуацию и быстрее находят правильные решения; обладают большей памятью и активным творческим воображением; лучше владеют речью - она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении» (Плотников С. Н. Чтение и экология культуры // Homo legens. Памяти С. Н. Плотникова. - М., 1999. - с. 64. «Нечитатели» же испытывают трудности в речи, перескакивают в разговоре с одного предмета на другой, обладают пассивным, мозаичным сознанием, которое легко поддается манипулированию извне.


Slide 21

3) Социальный барьер унификация культуры; потеря национальной самобытности; массовый характер; коммерционализация коммуникационных систем; влияние КС на политическую жизнь (политизация)


Slide 22

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА ОБЩЕНИЯ World Wide Web = WWW В начале 90-х годов в Европейском центре ядерных исследований в Женеве Тим Бернерс-Ли разработал технологию «Всемирной паутины» (World Wide Web = WWW). В эту «паутину» вошли организации различных стран, и Интернет стала международной, в принципе - глобальной компьютерной сетью. Но она была не общедоступным, а элитарным коммуникационным средством.


Slide 23

Компоненты среды Интернет


Slide 24

www Элементы WWW: 1) Web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том чилсе - многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; 2) сайтов - совокупность страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ, site - участок) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; 3) каталогов и файлов - средств организации информационных ресурсов;


Slide 25

Сферы использования Интернет Коммерческие (связаны с получением прибыли) Некоммерческие (относительно): Образование; музеи, здравоохранение; библиотеки, трудоустройство; гражданские инициативы


Slide 26

Наука изучает Интернет (аспекты явления) Философско-исторический аспект (постиндустриальная информационная цивилизация - проблема «виртуального социума» – всемирный «дистанционный универсум») Организационно-управленческий аспект. (децентрализация и демократизация управления) Этико-правовой аспект (идеология; нравственность; авторское право) Социальный аспект (профессионалы-технократы – интернет-рабочий инструмент –жизненная среда - средство самореализации человека) Психологический аспект (виртуальная реальность; трансформация духовного мира человека)


Slide 27

Судьба книги в мире электронной коммуникации Предметом оживленных дискуссий является судьба книги в постнеокультурном обществе, в частности, конкуренция книжных кодексов и видеокассет, печатного слова и мультимедиа, чтения и телесмотрения.


Slide 28

Источники: Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 272 с. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. - М.: Лабиринт, 1997. - 221 с. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. - М.: Бизнес с компьютер, 1998. - 400 с. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 270 с. Колкер Б. Г. Учебник языка эсперанто: Основной курс. - М,: Наука, 1992. -160 с. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М.: Наука, 1985. - 175 с Колшанский Г. В. Паралингвистика. - - М,: Наука, 1974. - 81 с.


Slide 29

Источники: Кузнецов С. Н. Теоретические основы интерлингвистики. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. - 207 с. Культура русской речи: Учебник для вузов. - М,: Норма-Инфра, 1999. - 560 с. Маклюэн М. Понимание средств коммуникации Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 207 с. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Агентство «Фаир», 1998. - 352с.


Slide 30

Источники: Плотников С. Н. Чтение и экология культуры // Homo legens. Памяти С. Н. Плотникова. - М., 1999 Поварнин С. И. Как читать книги. - М.: Книга, 1978. - 53 с. Сапунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89,1997, -160 с. Свадост Э. Как возникнет всеобщий язык? - М.: Наука, 1968. - 328 с. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. - М.: Наука, 1980. - 352 Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации 16. Сорокин Ю. Я. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М.: Наука, 1985. -168 с. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Торговый Дом «Герда», 2000. - 224 с. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. - М.: Наука, 1984. - 277 с.


×

HTML:





Ссылка: