Стратегия развития Тюменской области до 2020 года


The Presentation inside:

Slide 0

Стратегия развития Тюменской области до 2020 года


Slide 1

Слайд 2 Структура презентации 1. Анализ сложившейся ситуации и факторы, влияющие на развитие Тюменской области 1.1. Нефтегазодобыча – базовый сектор экономики Тюменской области 1.2. Экономическая специализация юга Тюменской области 1.3. Два сценария развития экономики Тюменской области 2. Приоритетные направления развития Тюменской области 2.1. Повышение эффективности использования природных ресурсов 2.2. Диверсификация структуры экономики (нефтехимия, лесопромышленный комплекс, энергетика, АПК, пищевая промышленность) 2.3. Качественное повышение эффективности системы управления регионом 3. Реализация договора между органами государственной власти Тюменской области 4. Новый портфель ресурсов


Slide 2

Слайд 3 Распределение перспективных и прогнозных ресурсов по территории РФ За Тюменской областью будет сохраняться сырьевая специализация, так как значительная доля перспективных и прогнозных ресурсов РФ находится на территории Западной Сибири Нефть Газ Источник: «Нефть и Капитал» 1.1 Нефтегазодобыча – базовый сектор экономики Тюменской области


Slide 3

Слайд 4 Основные показатели экономического развития Тюменской области (без автономных округов) Стабильно высокие показатели роста ВРП Тюменской области обусловлены ростом промышленного производства, в том числе увеличением добычи нефти, активизацией инвестиционной деятельности и ростом сектора услуг Экономика региона в значительной степени ориентирована на обслуживание нефтегазового комплекса Промышленность области представлена предприятиями практически всех отраслей, что обеспечивает устойчивое развитие региона Инвестиции в основной капитал постоянно увеличиваются – в 2005 году они выросли на 34% по сравнению с 2004 годом и достигли более 49 млрд. рублей 28% инвестиций направлено на развитие промышленности (в т.ч. 19% на нефтедобычу), 22% - транспорта (в т.ч. 11% на трубопроводный) Moody’s Interfax rating Agency присвоило Тюменской области (без ХМАО-Югры и ЯНАО) кредитный рейтинг А1 (rus), который отражает высокую кредитоспособность относительно других российских заемщиков Рост валового регионального продукта % к 2000 г. Современная структура ВРП Инвестиции в основной капитал 1.2 Экономическая специализация юга Тюменской области


Slide 4

Слайд 5 Машиностроительный комплекс экономики Тюменской области Машиностроительный комплекс, территориально сконцентрирован в южных районах Тюменской области и являясь одним из ключевых секторов промышленности, создает прочную базу для развития нефтегазового сектора всей Тюменской области, включая Ханты-Мансийский автономный округ – Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ Рост промышленного производства % к 2000 г. Отраслевая структура промышленности Доля продукции машиностроения, ориентированной на нефтегазовый комплекс, составляет 40% Сургут Машиностроение Нефтегазовый комплекс 1.2 Экономическая специализация юга Тюменской области


Slide 5

Слайд 6 Сектор науки и инноваций региона ориентирован в первую очередь на базовый нефтегазовый сектор и представлен научно-исследовательскими, аналитическими центрами в сфере недропользования, профильными ВУЗами – все это является основой создания и развития Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа в г. Тюмени 1.2 Экономическая специализация юга Тюменской области


Slide 6

Слайд 7 Инерционный сценарий развития Тюменской области не может гарантировать устойчивость социально-экономического роста региона, поэтому предпочтительным для региона является активный сценарий развития. Сценарий следования в небазовых секторах экономики и в бюджетной сфере за циклическими колебаниями нефтегазовых цен Основные сценарии развития Тюменской области Инерционный сценарий развития Активный сценарий развития Сценарий активного выбора из числа альтернатив при принятии стратегических решений Развитие базового сектора Развитие небазовых секторов экономики Пространственное развитие региона Развитие бюджетной политики 1.3. Два сценария развития экономики Тюменской области


Slide 7

Слайд 8 Активный сценарий развития Тюменской области В случае наращивания в городах Тюменской области, и прежде всего непосредственно в городе Тюмени, новых высокотехнологичных сегментов базового сектора, относящихся в первую очередь к управлению (материально-техническое снабжение, логистика, финансовое и информационное обслуживание, администрирование бизнес-процессов) и инновационному развитию (сервисное и технологическое обеспечение, подготовка кадров, исследования и технологические разработки, проектирование) отрасли, базовый сектор региона имеет шанс получить более сбалансированную не только в производственном, но и пространственном отношении структуру. 1.3. Два сценария развития экономики Тюменской области


Slide 8

Слайд 9 50-60- е годы Перспектива до 2020 года Машиностроительный комплекс и транспорт Рабочая сила Наука и образование Численность населения г.Тюмени: 50-60-е годы – 250 тыс.человек 90-е годы – 500 тыс.человек 2005 год – 567 тыс.человек Новый Уренгой Ноябрьск Нижневартовск Сургут Нефтеюганск Перспектива освоения месторождений Восточной Сибири Новый Уренгой Тюмень Нижневартовск Ноябрьск Нефтеюганск Сургут Инновации Высококвалифицированные специалисты Высокотехнологичное производство Освоение залежей углеводородного сырья Западно-Сибирской нефтегазовой провинции Центр принятия управленческих решений Тюмень 1.3. Два сценария развития экономики Тюменской области


Slide 9

Слайд 10 Приоритетные направления развития Тюменской области Повышение эффективности использования природных ресурсов Диверсификация структуры экономики (нефтехимия, лесопромышленный комплекс, энергетика, АПК, пищевая промышленность) Качественное повышение эффективности системы управления регионом 2. Приоритетные направления развития Тюменской области


Slide 10

Слайд 11 Базовый сектор экономики Тюменской области: нефте- и газодобывающий кластер Кластер составляют предприятия, осуществляющие добычу нефти и газа, сервисные компании (разведка, бурение, ремонт), отраслевые НИИ и образовательный комплекс Основным конечным продуктом Кластера являются сырая нефть, природный газ и газовый конденсат Важными поддерживающими отраслями являются энергетика, транспорт, телекоммуникации, медицина В Ядре кластера и на предприятиях блока Специализированных услуг в 2003г. было занято 229,7 тыс. человек - 12,3% от трудоспособного населения области Образовательный комплекс обеспечивает приток новых кадров для нефтегазового комплекса: 2,5 тыс. выпускников ВУЗов и 2,6 тыс. выпускников СУЗов ВИК играют ключевую роль – упрощают вертикальные взаимодействия в рамках корпорации; затрудняют формирование отдельных сегментов рынка специализированных услуг 2.1. Повышение эффективности использования природных ресурсов


Slide 11

Слайд 12 Базовый сектор экономики Тюменской области: Создание стоимости 2.1. Повышение эффективности использования природных ресурсов


Slide 12

Слайд 13 Нефтехимический кластер: ключевые предпосылки формирования доступ и транспортная близость дешевого сырья наличие подготовленных площадок для размещения крупных нефтехимических производств квалифицированные специалисты растущие рынки сбыта на продукцию нефтехимии понимание органов государственной власти региона о необходимости развития нефтехимических производств в регионе Структура нефтехимического кластера имеет явно выраженный акцент, направленный на развитие газопереработки попутного нефтяного газа, и включает: газоперерабатывающую нефтехимическую химическую отрасли промышленности. 2.2 Диверсификация структуры экономики (нефтехимия)


Slide 13

Слайд 14 Предпосылки для формирования лесопромышленного кластера Обладание богатыми лесными ресурсами расчетная лесосека - 7% от общероссийской расчетной лесосеки запас древесины на корню – 6,5% от общероссийского запаса Необходимость создания современных производств, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью Необходимость стимулирования внутреннего регионального спроса на продукцию деревообработки, в том числе индивидуального деревянного и/или каркасного жилищного строительства Содействие увеличению числа занятых в данном секторе экономики региона 2.2 Диверсификация структуры экономики (лесопромышленный комплекс) Лесное хозяйство Заготовка древесины Первичная переработка древесины Производство полуфабрикатов Конечная продукция


Slide 14

Слайд 15 Действия по развитию лесопромышленного сектора разработка программы межрегионального сотрудничества в области развития ЛПК с Свердловской и Пермской областями согласованная политика региональных властей, разработка целевой программы развития ЛПК, с использованием механизмов частно-государственного партнерства содействие разработке общей маркетинговой программы действий предприятий ЛПК региона по продвижению продукции 2.2 Диверсификация структуры экономики (ЛПК)


Slide 15

Слайд 16 Наращивание генерирующих мощностей энергетической системы региона Тюменская область является одним из лидеров среди регионов страны по производству электроэнергии, обеспечивая порядка 7% от общероссийской выработки электроэнергии. Это обусловило возникновение мощной системы передачи энергии на большие расстояния, в первую очередь на промышленный Урал. Имеются большие возможности для наращивания выработки электроэнергии и увеличения ее поставок в энергодефицитные Свердловскую, Челябинскую области, а также Республику Казахстан. Для этого необходимо строительство новых линий электропередач напряжением 500 кВ. 2.2 Диверсификация структуры экономики (энергетика)


Slide 16

Слайд 17 По объему выпуска продукции агропродовольственный сектор является одним из крупнейших на юге Тюменской области среди других отраслевых секторов. Соответственно, от перспектив его развития в значительной степени зависят перспективы развития юга Тюменской области 2.2 Диверсификация структуры экономики (АПК)


Slide 17

Слайд 18 Динамика производства в ключевых отраслях пищевой промышленности Продукция пищевой промышленности занимает порядка 18% в общем объеме промышленного производства юга Тюменской области и составляет порядка 6,9 миллиардов рублей в год 2.2 Диверсификация структуры экономики (пищевая промышленность) Совместные действия Правительства Тюменской области и аграрного бизнеса направлены на реализацию главной цели — формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства. Предусматривается обеспечить ускоренное развитие животноводства и развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, что отвечает задачам, поставленным Президентом России в национальном проекте «Развитие АПК».


Slide 18

Слайд 19 переход к 3-х летнему финансовому планированию формирование программно-целевого подхода к финансированию бюджетных расходов, нацеленного на достижение определенных экономически и социально измеримых результатов внедрение бюджетирования ориентированного на результат изменение организационно-правовой формы государственных и муниципальных учреждений (преобразование в автономные некоммерческие организации), конкурсное распределение государственного заказа на оказание бюджетных услуг 2.4 Качественное повышение эффективности системы управления регионом


Slide 19

Слайд 20 Соци- альная политика Улучшение качества жизни в регионе Население Правительство Тюменской области Стратегия социально-экономического Развития Тюменской области Миссия Основные направления деятельности Правительства Повышение безопасности условий жизни населения Повышение качества экономического роста (увеличение доли внутренних факторов) Улучшение инфраструктуры жизнеобеспечения Повышение реальных доходов населения 1 2 3 5 6 7 4 Стратегические цели деятельности Правительства Тюменской области Политика безопасности Стратегические приоритеты Эконо-мическая политика Соци-альная политика Повышение уровня здоровья населения Обеспечение потребности населения в качественном образовании Обеспечение потребностей населения в качественных услугах культуры и духовное развитие Стратегические цели


Slide 20

Слайд 21 Механизмом реализации стратегических целей Правительства области являются областные целевые программы на среднесрочную перспективу. Правительством области утверждено более 30 программ, которые содержат цели, задачи, конкретные мероприятия по их реализации, показатели и индикаторы достигаемых результатов. Доля расходов областного бюджета на реализацию программ в 2006 году составляет 90% при 29% в 2005 году. 2.4 Качественное повышение эффективности системы управления регионом


Slide 21

Слайд 22 В целях реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2004 № 150 утверждена областная целевая программа «Сотрудничество» 3. Реализация договора между органами государственной власти Тюменской области


Slide 22

Слайд 23 Цель Программы Дальнейшее развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере региона на основе наличия общих интересов и общей задачи обеспечения достойной жизни граждан, формирование и реализация планов социально-экономического развития Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах всего населения, проживающего на территории области 3. Реализация договора между органами государственной власти Тюменской области


Slide 23

Слайд 24 Организационная структура Генеральный заказчик от ХМАО–Югры – департамент экономической политики Генеральный заказчик – департамент экономики Тюменской области Генеральный заказчик от ЯНАО – аппарат представителя Губернатора по реализации общеобластных программ Совет Губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа Департамент труда и социальной защиты населения Дорожный департамент Департамент строительства Управление капитального строительства Департамент транспорта, связи Управление агропромышленного комплекса Департамент инвестиций, науки и технологий Департамент образования и науки Департамент гражданской защиты населения Департамент здравоохранения Окружной Фонд обязательного медицинского страхования «Центроспас-Югория» Управление по использованию рыбных и охотничьих ресурсов Департамент социального развития Управление автомобильных дорог Тюменской области Департамент недропользования и экологии Департамент стратегического развития Главное управление строительства Департамент промышленности, инвестиций и государственной поддержки предпринимательства Департамент агропромышленного комплекса Департамент образования и науки Департамент по спорту и молодежной политике Департамент здравоохранения Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Областной фонд развития жилищного строительства Департамент по труду и социальной защите Департамент по молодежной политике Агентство жилищной политики Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства Департамент по развитию агропромышленного комплекса Департамент строительства и архитектуры Департамент образования Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Департамент здравоохранения Окружной Фонд обязательного медицинского страхования Заказчики Заказчики от ЯНАО Заказчики от ХМАО-Югры 3. Реализация договора между органами государственной власти Тюменской области


Slide 24

Слайд 25 Схема развития автодорожного коридора Направления пассажирских перевозок железнодорожным транспортом Направления пассажирских перевозок авиационным транспортом Направления пассажирских перевозок речным транспортом 3. Реализация договора между органами государственной власти Тюменской области Ноябрьск Новый Уренгой Надым Ноябрьск Новый Уренгой Надым Ноябрьск Новый Уренгой Надым Ноябрьск Новый Уренгой Надым


Slide 25

Слайд 26 Стимулирование инновационной активности в нефтегазовом секторе Правительство Тюменской области и городские власти в рамках реализации стратегии экономического развития области намерены осуществить два долгосрочных мегапроекта – Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа и проект развития городской среды г. Тюмени (с целью повысить привлекательность города для молодых, квалифицированных и мобильных специалистов) 4. Новый портфель ресурсов Предпосылки для формирования «нового портфеля ресурсов» и урбанистической среды: сформированная многофункциональная структура экономики наличие научно-образовательного комплекса, центров геологоразведки и изучения недр нефтегазоносных провинций развитый инфраструктурный комплекс железнодорожного, автодорожного, водного, воздушного сообщения


Slide 26

Слайд 27 Особенности экономики г. Тюмени Тюменская область специализируется на добыче нефти и газа, что определяет и экспортную специализацию Тюменской области. 99% экспорта области осуществляется за пределы РФ Добыча нефти и газа сосредоточена в автономных округах В г. Тюмени размещаются образовательный, научно-исследовательский и производственный модули нефтегазового сектора - 52% (114 млрд. руб. в 2003 г.) суммарной выручки организаций г. Тюмени (219 млрд. руб. в 2003 г.) Юг наращивает свое участие в научном, техническом и технологическом обеспечении добычи Структура суммарной выручки предприятий г. Тюмени в 2003 г. (Тюменьстат) 4. Новый портфель ресурсов


Slide 27

Слайд 28 Большинство организаций г.Тюмени, занимающихся научной инновационной деятельностью, выполняют заказы предприятий нефтегазового комплекса, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с этим, для оценки уровня специализации научно-технической деятельности г.Тюмени используются данные по затратам на технические инновации по Тюменской области в целом, включая Ханты-Мансийский автономный округ – Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ. 4. Новый портфель ресурсов


Slide 28

Слайд 29 Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа проект создания в г. Тюмени технопарка


Slide 29

Слайд 30 Цели создания и задачи технопарка Развертывание современной инфраструктуры на территории технопаркового комплекса – инженерные сети, телекоммуникации, дороги, бизнес-инкубатор, парки современного оборудования, центр трансферта технологий и т.д. Координация проектов, осуществляемых в рамках научно-технической деятельности технопарка (создание единого организационного центра) Коммерциализация разработанных технологий, продуктов и услуг Улучшение инвестиционного климата, повышение деловой активности, расширение экспортных возможностей Создание дополнительных рабочих мест для научных сотрудников и инженерно-технических специалистов высокой квалификации 4. Новый портфель ресурсов


Slide 30

Слайд 31 Специализация технопарка Технологии проектирования месторождений, изучение строения недр (3D и 4D сейсмика, статическое и динамическое моделирование пластов), обработка массивов данных по результатам мероприятий геологоразведки Разработка, конструирование, создание промышленных образцов и выпуск опытных партий нефтегазового оборудования (для разведки, добычи и транспортировки углеводородов) Центр повышения квалификации и развития навыков (парки специализированных тренажеров) специалистов по геологоразведке, нефте- и газодобыче Разработка и создание мощных специализированных баз данных, технологий передачи данных на большие расстояния в условиях слабой инфраструктурной обеспеченности Иные варианты, на усмотрение заинтересованных компаний – технологии в области информатизации, строительства и пр. 4. Новый портфель ресурсов


Slide 31

Слайд 32 Здание ОДМ «Геолог» расположено в центре города Тюмени на пересечении основных магистралей – ул. Республики и ул. Мельникайте. В непосредственной близости расположены офисы нефтегазовых компаний («Сибнефтепровод», «Запсибгазпром»), кредитно-финансовых учреждений («Альфа-банк», «Внешторгбанк-24», «Тюменьэнергобанк»), гостиницы («Тура», «Восток»), крупные торговые центры Бизнес-инкубатор Бизнес-центр Конгресс-холл Бизнес-школа инновационного образования В здании ОДМ «Геолог» будут размещены следующие компоненты технопарка: Данный объект технопарка будет обладать всеми необходимыми условиями для развития малого и среднего инновационного бизнеса: офисные помещения, услуги секретарей и переводчиков, конференц-залы, проекционное оборудование, оптоволоконная интернет-линия, комплексные консалтинговые услуги (проведение технических и бизнес экспертиз проектов, патентная очистка, закрепление авторских прав, бизнес-планирование, маркетинговые исследования, финансово-правовое консультирование


Slide 32

Слайд 33 В районе озера Алебашево разместятся: Центр технологий геологоразведки и изучения недр Полигон для открытых испытаний и учебных тренажеров Объекты : помещения с открытой планировкой и хорошей обеспеченностью телекоммуникационными сетями Объекты : помещения с открытой планировкой и хорошей обеспеченностью телекоммуникационными сетями Объекты : помещения с открытой планировкой и современными сетями , с возможностью размещения опытного производства Объекты : производственные помещения под размещение сложного высокоточного оборудования и приборов Объекты : открытая охраняемая площадка под размещение образцов специализированного нефтегазового оборудования Опытно- производственный центр общего пользования, сертификационный центр


Slide 33

Слайд 34 Потенциальные резиденты технопарка Тюменский государственный университет Тюменский государственный нефтегазовый университет Компания «Тюменские моторостроители» Компания «Шлюмберже» Сибирский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности Компания «Уралсвязьинформ» Сибирский научно-аналитический центр Компания ТНК-ВР Компания «Лукойл – Западная Сибирь» Компания «Запсибгазпром» Тюменьгеофизика Предприятия машиностроения и др.


Slide 34

Слайд 35 Проект развития городской среды Создание благоприятных условий для развития существующих и прихода внешних компаний образовательного сектора, сервисного и научно-технологического обеспечения нефтегазодобычи, высокотехнологичного производства. Удержание и привлечение высококвалифицированных и средне- и высокооплачиваемых мобильных сотрудников указанных выше компаний. Для реализации проекта создания Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа планируется комплекс мер по развитию городской среды направленных на: 4. Новый портфель ресурсов


Slide 35

Слайд 36 УСЛУГИ Аудит и финансовый менеджмент Подбор и обучение персонала Разработка и внедрение ИТ Маркетинг, PR и реклама Логистика и управление запасами УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ТОРГОВЛЯ Современные форматы дистрибуции Международные и всероссийские сетевые операторы Конкуренто-способные концепции КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ БАЗОВЫЙ СЕКТОР основанный на нефтегазовом кластере Подготовка кадров Сервисное обслуживание Научно-технические разработки Малые и средние инновационные компании ФУНКЦИОНАЛИЗАЦИЯ Потенциальные сферы деятельности компаний 4. Новый портфель ресурсов


Slide 36

Слайд 37 Деловая среда базового сектора 4. Новый портфель ресурсов


Slide 37

Слайд 38 Меры по развитию инфраструктуры для бизнеса 4. Новый портфель ресурсов


Slide 38

Слайд 39 Меры по развитию инфраструктуры для бизнеса 4. Новый портфель ресурсов


Slide 39

Слайд 40 Таким образом, Тюменская область в полной мере может быть отнесена к числу зафиксированных в подготовленной Министерством регионального развития РФ Концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов РФ» «опорных регионов», которые создают и собирают основные финансовые, человеческие и инновационные ресурсы страны. Именно в таких регионах должен происходить рост экономики. Предполагается что государственная региональная политика в будущем будет ориентирована именно на стимулирование ускоренного развития точек роста, а не на выравнивание темпов развития между самостоятельными и дотационными регионами.


×

HTML:





Ссылка: