Педсовет на тему: “Современный урок как основа эффективного и качественного образования»


The Presentation inside:

Slide 0

Педсовет на тему: “Современный урок как основа эффективного и качественного образования» « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский


Slide 1


Slide 2


Slide 3

Типология современного урока Как подготовить современный урок Самоанализ урока


Slide 4

Одно из условий выполнения требований к современному уроку – освоение современных средств обучения 7


Slide 5

Типологии современного урока Урок усвоения новых знаний Урок усвоения навыков и умений Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений


Slide 6

Особенности современного урока Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения Триединая цель урока Обучающий аспект      Воспитывающий аспект    Развивающий аспект


Slide 7

Она должна отражать Закономерности ПРОЦЕССА обучения как явления действительности, логику процесса обучения Закономерности УСВОЕНИЯ, логику усвоения новых знаний Закономерности самостоятельной мыслительной деятельности, отражающих логику познавательной деятельности, логику преподавания Виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса Структура урока не должна быть аморфной, безликой, случайной.


Slide 8

Современный урок отличается прежде всего организацией учебной образовательной деятельности 5


Slide 9

КАК ЖЕ БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ (КАК СДЕЛАТЬ СВОЙ УРОК СОВРЕМЕННЫМ)? 11 Выход в следующем…


Slide 10

1. 2. 3. 4. 5. 7. 6. 13


Slide 11

Оптимальное содержание Адекватное оценивание (само-, взаимо-….) результативности Самостоятельность ученика и (или) группы Практическая направленность Инновации ЦОР, ЭОР, ТСО Проблема, исследование, эврика… Учитель «не ветхий» 13


Slide 12

1. Ясность и четкость формулировки цели 2. Эффективное использование инновационных педагогических технологий 3. Ситуация успеха для учащегося 4. Соответствие содержания целям, задачам урока, особенностям класса 5. Субъект - субъектные отношения (учитель- ЛИЧНОСТЬ организатор, консультант,) 7. Результативность урока (в идеале: полное удовлетворение всех участников процесса) 6. Практико-ориентированный урок 13


Slide 13

1. Взаимодействие педагога с детьми на этапе постановки цели (ясно и четко поставлены цели) 2. Преобладание речевой активности детей, а не педагога 3. Практико-ориентированный характер содержания учебного занятия 4. Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий, заданий для проявления самостоятельности детей 5. Эффективное использование инновационных педагогических технологий 7. Высокий уровень рефлексивной деятельности учащихся на разных этапах урока, использование современных методик оценивания 6. Личностные, профессиональные качества педагога. 13


Slide 14

16 Смоделированный оценочный лист современного урока


Slide 15

1. Мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, в воспитательных событиях школы. 2. Создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого ученика. 3. Создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями. 4. Строить урок на применении проблемных методов, эвристических, рефлексивных. 5. Строить взаимоотношения субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовать групповые формы организации учебного прогресса. 7. Проектировать урок с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществлять на уроке его перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость её преодоления. 6. Обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке. 18


Slide 16

Урок усвоения и первичного закрепления новых знаний Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Организация начала урока. Проверка домашнего задания Подготовка учащихся к усвоению Изучение нового материала Первичная проверка усвоения знаний Первичное закрепление знаний Контроль и самопроверка знаний Подведение итогов урока Информация о домашнем задании


Slide 17

Урок усвоения навыков и умений Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний: Актуализация опорных знаний и их коррекция. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить? Пробное применение знаний Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. Упражнения с переносом знаний в новые условия.


Slide 18

Урок комплексного применения знаний Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар. Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Логика - процесса комплексного применения ЗУН: Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Усвоение образца комплексного применения ЗУН. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.


Slide 19

Урок обобщения и систематизации знаний Вид занятий: семинар, конференция, круглый стол. Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися) Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем


Slide 20

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.


Slide 21

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.


Slide 22

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.


Slide 23

3.Спланировать учебный материал Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли школьный учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: - узнавание нового материала; - воспроизведение; - применение знаний в новой ситуации; - применение знаний в незнакомой ситуации; - творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: ·      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; ·      задания, способствующие осмыслению материала учеником; ·      задания, способствующие закреплению материала учеником.


Slide 24

4.Продумать "изюминку" урока Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.


Slide 25

5.Сгруппировать отобранный учебный материал Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.


Slide 26

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.


Slide 27

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.


Slide 28

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную; аналитическую. 9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект


Slide 29

Формальная часть выглядит так: Урок № __________ Тема:____________ Цель:____________ Задачи:обучающие:_____________ развивающие:__________________ воспитывающие:_______________ Оборудование:________________ ______________________________ Последовательность отдельных этапов урока.


Slide 30

Содержательная часть - состоит из двух частей: 1.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания. 2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока. Этап урока Что делают Ученики Учитель


Slide 31

Самоанализ урока Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками? Какие особенности класса были учтены при планировании урока? Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи? Чем обосновывался выбор структуры и типа урока? Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)? Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке? Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели? Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся? Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?


Slide 32

Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность , открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося


Slide 33

Анкета для учителей « Стиль преподавания»   1. Если класс не приведен в порядок а) моя реакция зависит от ситуации; б) я не обращаю на это внимание; в) не могу начать урок; 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который а) предлагает простор для творчеств; б) не вмешивается в мою работу; в) дает четкие указания 4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана а) в зависимости от ситуации; б) предпочитаю импровизацию; в) всегда


Slide 34

Анкета для учителей « Стиль преподавания» 5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне а) предпочитаю выяснить отношения; б) игнорирую этот факт; в) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять а) я пытаюсь принять его точку зрения; б) перевожу разговор на другую тему; в) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7. По- моему в школьном коллективе важнее всего а) работать творчески; б) отсутствие конфликтов; в) трудовая дисциплина


Slide 35

Анкета для учителей « Стиль преподавания» 8. Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика а) нет, это недопустимо; б) затрудняюсь ответить; в) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках а) можно эффективно использовать; б) лучше игнорировать; в) только мешают учебному процессу 10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией а) нет; б) когда как; в) не знаю


Slide 36

Посчитайте сколько у вас «а», «б» и «в». Если у Вас больше первого варианта ответа , то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения. _________________________________________________________________ Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. _________________________________________________________________ Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.


Slide 37

Так что же для нас современный урок? это урок - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность


Slide 38

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,— Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)


Slide 39

Творческих Нам успехов! 31


×

HTML:





Ссылка: