Методика оценки социальной роли университетов (на примере методологии ОЭСР)


The Presentation inside:

Slide 0

Методика оценки социальной роли университетов (на примере методологии ОЭСР) Ольга Перфильева Институт международных организаций и международного сотрудничества Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Екатеринбург, 4-6 апреля 2011 г.


Slide 1

2 Актуальность Третья роль университетов - один из ключевых показателей развития сферы высшего образования и его места в обществе в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР Повышение вклада университетов в развитие местных сообществ, городов и территорий – одна из основных общих задач развития высшего образования в глобальном контексте


Slide 2

3 Международный опыт Globally Competitive, Locally Engaged, или «Обзор роли вузов в региональном развитии» - долгосрочный проект Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР (в кооперации со Всемирным банком) Цель - разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по формированию и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов Этапы и участники I этап - 2004-2007 – 14 регионов из 12 стран-членов ОЭСР (Австралия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Корея, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Англия) II этап - 2008-2010 - 14 стран-членов и стран-партнеров ОЭСР III этап - 2011-2013 –участие подтвердили Великобритания, ЮАР, Чили


Slide 3

4 Методика ОЭСР проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» Программы «Институциональное управление в высшем образовании» Проведение комплексного исследования роли вузов в развитии региона на основе: Самообследования на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, с участием всех вузов региона/города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании. Визита международной команды экспертов, результатом которого является экспертный отчет. Диссеминации результатов исследования на международных конференциях, публикация международного сопоставительного обзора. Описания социально-экономических показателей региона-участника проекта как составной части отчета самообследовании, включая описание географической, демографической ситуации в регионе, экономической и социальной базы региона


Slide 4

5 Актуальность для России Модернизация и продолжающееся реформирование ВО для повышения его конкурентоспособности Интернационализация ВО Необходимость гармонизации с наиболее успешным опытом зарубежных стран и сопоставимости результатов деятельности Новые проекты, значимые как с т.з. внутринациональных, так и глобальных процессов Создание ФУ – пример поиска оптимальных механизмов повышения роли вузов для развития национальной системы ВО, повышения ее конкурентоспособности, а также усиления интеграции вузов в региональное развитие


Slide 5

6 Анализ роли российских вузов в региональном развитии: адаптация методики Адаптация и апробация инструментария методологии ОЭСР Оценки социально-экономических эффектов участия вузов в региональном развитии Разработка рекомендаций по повышению эффективности партнерства вузов и регионов


Slide 6

7 Преимущества методики ОЭСР Позволяет провести комплексную оценку на основе статистического анализа и качественного социологического исследования Дает возможность объяснить сопоставимость полученных данных с данными международных оценок


Slide 7

8 Ограничения методики ОЭСР Ограничения на использование международной методики в оригинальном виде без адаптации Ограничения, связанные с достижением сопоставимости получаемых данных в связи с различиями в системах высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР Ограничения в применимости методики оценки для анализа сложных социально-экономических явлений и процессов в международном контексте


Slide 8

9 Что анализируем? процессы взаимодействия вузов с регионами модели и инструменты сотрудничества ресурсы, необходимые для сотрудничества вклад в региональное развитие потенциал сотрудничества


Slide 9

10 Предпосылки анализа Взаимодействие вузов с регионом – одно из условий их будущего развития Партнеры процессов регионального развития: вузы, региональные органы власти, предприятия и общественные организации, рынок труда и население Взаимодействие участников процессов может быть как организованным, так и не организованным, как направленным, так и ненаправленным Вузы могут играть как ведущую, так и ведомую роль в процессах регионального развития


Slide 10

11 Модели анализа взаимодействия вузов с регионами закрытая модель взаимодействия вуза с регионом; модель влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом; модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона


Slide 11

12 Методы оценки роли вузов в региональном развитии Оценка, основанная на анализе статистических данных Качественный анализ процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально-экономической жизни региона На практике, часто, используются как взаимодополняющие друг друга методы сбора информации


Slide 12

13 Модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии Учитывает специфику целей и функций федеральных университетов Позволяет: Определить для университетов ключевых партнеров, направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития Проанализировать вклад университетов в развитие ключевых направлений/сфер на основе показателей эффективности программ развития университетов Выработать рекомендации для вузов, национальной системы высшего образования, органов власти по повышению эффективности программ развития федеральных университетов для отрасли и регионов, в соответствии с потребностями их развития


Slide 13

14 Используемый инструментарий Методология ОЭСР Самообследование на основе 1 общего опросника Визит команды экспертов и интервью (доклад по итогам) Сопоставительный доклад Рекомендации Диссеминация результатов исследования Методология анализа роли ФУ в региональном развитии Анализ статистики показателей развития региона и вузов Система инструментов для опросов, интервью и фокус групп с различными категориями экспертов Сопоставительный анализ Прогноз усиления роли вузов в региональном развитии Рекомендации


Slide 14

15 Отбор и опрос респондентов Опрос Процедура соотнесения семи глав опросника для самообследования, содержащие по меньшей мере около 200 вопросов. В результате были получены путеводители к интервью и фокус-группам для шести категорий участников исследования в 2 пилотных регионах. Отбор Количество экспертных интервью – 6 в каждом из 2 пилотных регионов От каждой категории экспертов для участия в интервью было отобрано по 1 респонденту от каждой группы. Количество респондентов фокус-групп составило 7-9 человек в каждом из 2 пилотных вуза.


Slide 15

16 Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: