Роль образования и финансовой культуры в


The Presentation inside:

Slide 0

Роль образования и финансовой культуры в процессе модернизации экономики Алексей Болвач?в д.э.н., профессор 16-18 октября 2012


Slide 1

План презентации 2 Проникновение финансовой культуры в России Проникновение финансовой культуры в Россию Роль системы образования Финансовая грамотность Подготовка новых кадров 1 2 3 4 5 Новые знания О нас 5 Подготовка новых кадров: студенты Подготовка новых кадров: профессионалы 4.1 4.2


Slide 2

Проникновение финансовой культуры в России 3 Проникновение банковских услуг Источник: Renaissance Capital 1 Отношение ипотечных кредитов к ВВП в России существенно ниже, чем в других развивающихся странах. Проникновение депозитов на уровне «стран-аналогов». 110,0% 93,0% 37,2% 41,0% 36,0% 43,0% 44,2% 56,0% 74,0% 40,0% 21,0% 69,0% 0% 50% 100% 150% Россия Казахстан Украина Венгрия Израиль Польша Турция Чехия ЮАР Бразилия Мексика Чили Депозиты, ВВП% 33,0% 3,0% 4,0% 5,0% 3,0% 11,0% 15,0% 21,0% 16,0% 19,0% 10,0% 21,0% 0% 10% 20% 30% 40% Россия Казахстан Украина Венгрия Израиль Польша Турция Чехия ЮАР Бразилия Мексика Чили Ипотека, %ВВП


Slide 3

Болгария Польша Словакия Венгрия Хорватия Турция Россия Румыния Чехия Проникновение финансовой культуры в России 4 Структура финансовых активов домохозяйств в России и Восточной Европе Источники: UniCredit Bank 1 В структуре сбережений россиян совокупная доля ценных бумаг, ПИФов, пенсионных сбережений и страховых продуктов в 1.5-2 раза ниже, чем у жителей Восточной Европы. 1000 0 2000 7000 6000 5000 4000 3000 10% 0% 30% 20% 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% Наличность Депозиты Ценные бумаги Закрытые фонды и др. Открытые фонды Страховые резервы Пенсионные фонды Фин. бог-во на душу нас-я в евро (пр.ш.)


Slide 4

Проникновение финансовой культуры в России 5 Источник: презентация East Capital 1 Проникновение финансов и других товаров и услуг в сравнении с Европой Европейский уровень проникновения = 100% Средний россиянин говорит по телефону и выпивает соков столько же, сколько средний европеец. Но проникновение банковских услуг в России в 5 раз меньше, чем в Европе!


Slide 5

1,2 Проникновение финансовой культуры в России 6 Однако динамика роста финансового рынка в последние годы дает надежду Источник: УК КапиталЪ 1 0,3 0,5 0,7 0,9 0,9 1,1 1,6 2,5 1,6% от ВВП 4,6% от ВВП 2,0% 1,0% 0,0% 3,0% 5,0% 4,0% 1,5 1,0 0,5 0,0 2,0 3,0 2,5 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 ПР+ПН трлн. руб. 4,2 4,4 Рублевые депозиты 21,3% от ВВП 10,0% 5,0% 0,0% 15,0% 25,0% 20,0% 8 4 0 12 20 16 Рублевые депозиты 7,2% от ВВП 0,8 0,6 1,8 2004 2005 1,1 2,7 2006 1,6 4,4 2007 2,1 6,7 2008 3,9 7,0 2009 8,8 2010 11,6 2011 Валютные депозиты Рублевые депозиты трлн. руб. Рублевые депозиты физ.лиц выросли до 21% ВВП, хотя еще в 2004 году составляли только 7%. Пенсионные активы в России выросли в 8 раз с 2004 года и составляют уже более 4% ВВП.


Slide 6

7 Образование играет важную роль на тр?х уровнях внедрения финансовой культуры 2 Роль системы образования Внедрение новых знаний Подготовка новых кадров: студентов и профессионалов Повышение финансовой грамотности и финансовой культуры 3 уровень 2 уровень 1 уровень


Slide 7

Рост благосостояния общества Рост финансовой грамотности (С ростом финансовой грамотности появляется спрос на новые продукты, раст?т ширина и глубина проникновения новых и традиционных финансовых продуктов) 8 Счета в Сбербанке, ОСАГО, з/п карты, пенс. накопления Ипотека, автокредиты, депозиты, кредитные карты Что необходимо для вовлечения населения в финансовый рынок? ПИФы, брокерские счета, страхование, on-line банк Финансовое планирование, управление семейным бюджетом Потенциал расширения спроса на новые продукты из-за повышения финансовой грамотности 3 1 Уровень: Финансовая грамотность


Slide 8

1 Уровень: Финансовая грамотность 9 Что необходимо для вовлечения населения в финансовый рынок? 3 2 Проводить занятия по управлению собственными финансами и финансовому планированию -Научить человека экономить и сберегать -Объяснить важность финансового планирования 3 Улучшать традиционные финансовые продукты (прозрачность и удобство) и разрабатывать новые (например, ETF (Торгуемый на бирже фонд) и др.) 1 Повышать общий уровень финансовой грамотности населения («живые» и on-line занятия, литература)


Slide 9

Пробел между программами ВУЗов и требованиями финансового рынка ПРОБЕЛ Требования ведущих финансовых компаний Программа ВУЗов по финансам 10 4.1 2 Уровень. Подготовка новых кадров: студенты


Slide 10

Требования ведущих финансовых компаний 4.1 Программа ВУЗов по финансам 11 знают: CAPM (модель  ценообразования активов), Black-Scholes (моделей ценообразования опционов), МСФО и т.д. Навыки общения 1 Студенты не знают делового общения, людей на рынке Достижения 2 Студенты не имеют опыта, им нечего вписать в резюме Структура пробела между ВУЗами и финансовым рынком Знания 3 Студенты не 2 Уровень. Подготовка новых кадров: студенты 11


Slide 11

Как устранить этот пробел между ВУЗами и финансовым рынком? Требования ведущих финансовых компаний 4.1 финансистов Программа ВУЗов по финансам 12 • • бизнеса On-line классы CFA 1 ? ? 2 ? ? 3 • Soft skills Мастер- классы Сообщества Достижения Финансовые олимпиады Стажировки в компаниях Знания Лекторы из 2 Уровень. Подготовка новых кадров: студенты


Slide 12

2 Уровень. Подготовка кадров: профессионалы 13 Что нужно от ВУЗа финансистам для повышения квалификации? 4.2 2 Подготовка к CFA 3 Внедрение on-line образования 1 Привлечение преподавателей из бизнеса 4 Новые дисциплины, необходимые на рынке


Slide 13

Уровень 3. Новые знания 14 Для создания МФЦ необходимы новые финансовые знания 5 Проведение финансовых исследований A Деривативы, финансовый инжиниринг C Маркетинг финансовых продуктов Как получить эти знания? B D Организация финансового бизнеса IT в финансах и др. 3 1 2 Программы обучения студентов за рубежом Иностранные преподаватели и переподготовка заграницей Перевод иностранных книг и статей, их внедрение в обучение 4 Внедрение новых дисциплин в обучение 6 Проведение ежегодной представительной конференции или лекции «звезды» 5


Slide 14

О нас Финансовый Факультет РЭУ им. Г.В. Плеханова Плехановка – ведущий экономический ВУЗ России лы 15 6 Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: