Экологизация предметно – развивающей среды


The Presentation inside:

Slide 0

Экологизация предметно – развивающей среды Подготовили: Воспитатели группы «Улыбка», «Родничок»


Slide 1

Актуальность темы. Нанесен большой урон природе. Низкое экологическое образование детей и взрослых. Детская экологическая вседозволенность(сорвать цветок, погубить бабочку) приводит к взрослой( вырубить лес, повернуть реку и т.д.) Запрет на живые уголки в ДОУ.


Slide 2

Эколого – развивающая среда – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди родителей (по Н.Н.Николаевой).


Slide 3

Отличие экологических занятий от ознакомления с природой. Экологические занятия. Необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми. Например: березе нужна почва — она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу», нужен воздух — листики дышат, нужен дождь, ветер, который разносит семена, и т.п. Ознакомление с природой. Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется, — например, береза. Вы предлагаете детям обсудить следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарников? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета его листья? Какими они станут осенью?


Slide 4

. Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников: Научность. Доступность. Гуманистичность. Прогностичность. Деятельностность. Интеграция.


Slide 5

Содержание экологического воспитания интегрирует в разных образовательных областях: 1. Обсуждение с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря, что расширяет представления о природе и народной культуре. 2. Использование для слушания звуков природы и классической музыки помогает лучше понять красоту и многообразие природного мира. 3. Реализация детских проектов, в которых используется опыт: «Наши коллекции», «Книга путешествий», «Календарь природы», «Почемучки».


Slide 6

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и развития творческих способностей в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды


Slide 7

1 Экологические центры, экологические комнаты (классы), лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки. 2 Это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные классы и т. п. Они также могут быть использованы в целях экологического воспитания.


Slide 8

Предметно – развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:


Slide 9

1 Познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов)


Slide 10

2 Эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами)


Slide 11

3 Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе)


Slide 12

4 Формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам)


Slide 13

5 Формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту)


Slide 14

6 Экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.)


Slide 15

Экологизация в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов: Познавательный компонент (о многообразии, росте, развитии, приспособленности к среде, взаимосвязях растений и животных; взаимосвязи живой и неживой природы; об охране природы, использовании её ресурсов). Ценностный компонент (о самоценности жизни, природы и человека; об универсальной ценности природы для человека; о созидательной, культурной ценности деятельности человека; об основных нравственных ценностях человека.) Нормативный компонент (о законах декларирующих права и обязанности взрослых и детей; о нормах и правилах поведения в обществе и природе; способах личного участия по отношению к окружающим и природе) Деятельный компонент (о необходимости проявления личной инициативы и участия в созидательной деятельности; о многообразии созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природном окружении)


Slide 16

Для формирования экологической культуры и развития художественно-эстетических способностей включает следующие элементы: центр экспериментирования «Наша лаборатория», экологическая комната, центр краеведения, центр «Наша библиотека», территория детского сада: площадка для игр, праздников, развлечений, экологическая тропа; эстетически оформленные помещения детского сада центр «Воды и песка» манипулятивный центр центр «Науки и природы» 


Slide 17

Эколого – развивающая предметная среда по программе «Детство» Младший дошкольный возраст


Slide 18

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание ус­ловий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомле­ния с явлениями и объектами окружающего мира. Центр «Мы познаём мир» Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверх­ностью из пластика, резиновый коврик. Халатики, нарукавники. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух и перья. Пищевые красители. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палоч­ки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. Игрушки для игр с водой. Несколько комнатных растений. Леечка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель. Игра «Времена года» (на «липучках»).


Slide 19

Средний дошкольный возраст


Slide 20

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Центр «Песок - вода» Ёмкости разного размера, мерные кружки, воронка, лейки, формочки, опилки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (де­ревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки, болты). Центр «Наука и природа» Пластилин, стеки; природный материал, шишки, желуди, горох, пшено, косточки плодов, растения и животные, оборудование для ухода за растениями и животными, модели, календари природы, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, дневники наблю­дений за посадками.


Slide 21

Центр «Мы познаем мир» Место, приспособленное для игр с водой и песком, для проведения первых опытов и экспериментов: «Тающая снежинка», «Цветные льдинки», «Куличики» (игры с сухим и мокрым песком), «Полеты в небе» (летящие воз­душные шарики, листики, перышки), «Игры с соломинкой», «Мыльные пузыри», «Что в пакете?» (ищем воздух), «Посадка лука», «Проращивание семян гороха», «Кормим рыбок в ак­вариуме», «Чиним игрушку» (строение человека), «Наши по­мощники» (органы чувств), «Сварим куклам суп», «Пригото­вим чай для гостей», «Горячо — холодно», «Легкий — тяже­лый», «В каждой бутылке своя пробка» и т. п.


Slide 22

Старший дошкольный возраст


Slide 23

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Центры «Песок- вода», «Наука и природа» Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также представлены в группе, так как перед педагогом стоит задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего — микроскопа. В группе выделен отдельный уголок для экспериментов старших до­школьников с использованием технических средств. банки и бутылки, крышки; бисер, стеклярус, янтарь; ведра, тазы, ванночки; весы, воронки, галька, глобус, гравий, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюде­ний за посадками овса, лука, чеснока; иллюстративный ма­териал; календари погоды и природы; карта мира; картотека опытов; клеенчатые фартуки; коллекция ракушек; коллекция семян; кораблики, крупы, литература; ложки; лупа, магниты, мелкие игрушки («киндер-сюрприз»); мерные чашки стаканы; микроскоп, монеты, железные предметы; мыло, настольно-печатная игра «Большой детский атлас»; палоч­ки, бруски, дощечки; песочные часы, пипетки, пластилин, природный материал (желуди, шишки, семена, ракушки); пробки, крышки, пуговицы; сито, дуршлаг; скорлупа от яиц; совки, соломинки, трубочки, соль, сахар; терка, фор­мочки для печенья.


Slide 24

Групповая лаборатория: Резиновый коврик. Халаты, передники, нарукавники. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные се­мена и плоды, кора деревьев, мох, листья. Манипулятивный центр: Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла. Аптечные и песочные часы, безмен. Технические материалы (гайки, болты, гвозди, магниты). Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпате­ли, вата, марля, шприцы без игл). Соломка для коктейля разной длины и толщины. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Журнал исследований для фиксации детьми результа­тов опытов. Коврограф. Игра «Времена года». Календарь природы, календарь погоды. Комнатные растения по программе с указателями, «ал­горитм» ухода за комнатными растениями. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки. Настольно-печатные дидактические игры для формиро­вания первичных естественнонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Хо­дит, плавает, летает» «Звери наших лесов» и т. п.). Валеологические игры, экологические игры («Можно и нельзя», «Да и нет» и т. п.). Емкость для мусора, инвентарь для уборки.


Slide 25

Роль педагога в процессе создания эколого – развивающеё среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения


Slide 26

Формы и методы работы с родителями: Консультации и сообщения экологической фотоальбома. Привнаправленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу». Изготовление лечение родителей к пополнению уголка природы. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы. Участие родителей в субботниках. Проведение совместных экологических экскурсий. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.


Slide 27

Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: