Семинар для учителейрусского языка и литературы «Учебная деятельность педагога по повышению качества подготовки к ГИА учащихся 9-х классов».(По итогам промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся.) 25 января 2012г. Методист МАУ Методического центра Марцофляк И.В.


The Presentation inside:

Slide 0

Администрация городского округа «Город Калининград» КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МАУ Методический центр Семинар для учителей русского языка и литературы   «Учебная деятельность педагога по повышению качества подготовки к ГИА учащихся 9-х классов». (По итогам промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся.) 25 января 2012г. Методист МАУ Методического центра Марцофляк И.В.


Slide 1

Цели проведения промежуточного мониторинга: оценка качества образовательной подготовки учащихся 9-х классов по истории, математике и русскому языку; освоение девятиклассниками технологии проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме; создание условий для психологической адаптации выпускников к итоговой аттестации; отработка навыков проверки работ предметными комиссиями (учителями-экспертами) по русскому языку; обработка результатов контрольных работ, проведение анализа и корректировка общеобразовательными учреждениями планов подготовки к итоговой аттестации.


Slide 2

В мониторинге по русскому языку приняли участие 3192 обучающихся 9-х классов, что составило 89% от численности девятиклассников. Средний балл – 3,28, качество знаний – 37,41%, уровень обученности – 84,96%.


Slide 3

Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе От чего зависят результаты экзамена? от грамотно спланированной подготовки учащихся Выстраивание целостной системы подготовки учащихся совместно с руководителями и учителями школ Структура и содержание ГИА Методы и приёмы подготовки к ГИА Программа и тематическое планирование факультативного курса


Slide 4

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют: лингвистическую компетенцию языковую компетенцию коммуникативную компетенцию умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм . владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.


Slide 5

Практическая направленность содержания ГИА сжатое изложение по прослушанному тексту задания на основе прочитанного текста сочинение - рассуждение В информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию – это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а важное умение, постоянно используемое в жизни. Выявляет уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий: понимание основной проблемы или ее аспектов; опознавание изученных средств выразительности, проверяется также лингвистическая база учащихся. Умению аргументировать необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сферах деятельности. Кроме того, умение отстаивать свою позицию, уважительно относиться к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.


Slide 6

Методы и приемы подготовки к ГИА Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему. Проблема: преимущество информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку


Slide 7

Методы и приемы подготовки к ГИА В П Р О Ц Е С С Е Р А Б О Т Ы Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание . Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.


Slide 8

Методы и приемы подготовки к ГИА использование метода межпредметной интеграции русский язык – литература формируется комплекс умений на основе работы с текстом формы деятельности на уроках литературы конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.


Slide 9

Художественный текст на уроках русского языка Текст Пятнадцатого декабря солнце по календарю угасает в три с половиной часа дня. Сумерки поэтому побежали по квартире уже с трёх часов. Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетённый час жизни – половину шестого. Обе стрелки прошли печальные складки у углов рта и стянулись вниз к подбородку. В глазах её качалась тоска и решимость бороться с бедой. На лице у Николки показались колючие и нелепые без двадцати час оттого, что в Николкиной голове был хаос и путаница. На сером лице Лариосика стрелки показывали в три часа высший подъём и силу – ровно двенадцать. Обе стрелки сошлись на полудне, слиплись и торчали вверх, как острие меча. Но в жилище вместе с сумерками надвигалась всё более и более печаль. Поэтому часы не били двенадцать раз, стояли моча стрелки и были похожи на сверкающий меч, обёрнутый в траурный флаг. Михаил Булгаков, роман «Белая гвардия» Библиотечка «Первого Сентября», серия «Русский язык», выпуск 34, Москва, Чистые пруды. Авторы А.Луховицкая, В.Луховицкий


Slide 10

Вопросы и задания к тексту: Какие словообразовательные модели существительных использованы в 1-м предложении? Почему во 2-м предложении сказано не графинчик, а графин? Для чего нужно такое нагромождение уменьшительных суффиксов? Определите тип основы в последнем предложении. Почему использована именно такая конструкция? Какие слова формируют стиль отрывка? Для чего употреблено местоимение что-то? Что изменится в последнем предложении, если последнюю запятую заменить союзом И? Придумайте предложение, в котором слова чисто и умело были бы в роли сказуемого. Является ли конечное – о в словах накрыто, чисто, умело, было одной морфемой? Какими морфемами может быть конечное – о в словах чисто и умело? Придумайте примеры на каждый случай. Библиотечка «Первого Сентября», серия «Русский язык», выпуск 34, Москва, Чистые пруды. Авторы А.Луховицкая, В.Луховицкий


Slide 11

Программа подготовки к ГИА по русскому языку Основной вид деятельности формирование умений комплексной работы с текстом Все виды учебной деятельности учащихся на уроке, факультативных занятиях, составляющих единую методическую систему, подчинять решению комплексной задачи - развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.


Slide 12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № … (комплексная работа с текстом) Цель: актуализировать знания о структуре текста-рассуждения; выработать навык выделения смысловых частей текста. Текст (1) Как-то я возвращался из поездки по Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нем более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9) Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. (12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным. (14) Мы не храним красоту не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. (16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих. (17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе. (Д. Лихачев) Из опыта работы И.Н. Кольцова, зам. директора по УВР МОУ "СОШ № 4", г. Зеленодольск Республики Татарстан


Slide 13

Задания Какова тема текста? Какова основная мысль? Проблема, поставленная в тексте, актуальна? К какому стилю можно отнести данный текст? Докажите свою точку зрения. Согласны ли вы с автором, что нужно хранить память о прошлом, в частности восстанавливать и охранять памятники старины? Какие средства использует автор, чтобы более точно и ярко передать свои мысли? Какую роль играет повествование в тексте? Как строится рассуждение? Найдите тезис в тексте (предложения 6–8). Обратите внимание, что тезис дан в виде восклицаний, с использованием метафор. Почему? Найдите аргументы. Почему нет прямого вывода в тексте? (Усиление воздействующей функции, призыв к действию). Как вы думаете, какая схема аргументации соответствует этому рассуждению: 1) вертикальная (рис. 1); 2) горизонтальная (рис. 2); 3) вертикально-сравнительная (рис. 3). Из опыта работы И.Н. Кольцова, зам. директора по УВР МОУ "СОШ № 4", г. Зеленодольск Республики Татарстан


Slide 14

Рис. 1. Схема вертикальной аргументации (условные обозначения: Т – тезис, А – аргумент, В – вывод) Рис. 2. Схема горизонтальной аргументации Рис. 3. Схема вертикально­сравнительной аргументации Из опыта работы И.Н. Кольцова, зам. директора по УВР МОУ "СОШ № 4", г. Зеленодольск Республики Татарстан


Slide 15

Рекомендуемая литература для учителя 1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель". 2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен". 3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен". 4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2010: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо". 5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен". 6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007. 7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. 8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008. 9. Луховицкая А.А., Луховицкий В.В. Художественный текст на уроках русского языка. Дидактические материалы 5-9 классы. Библиотечка «Первого Сентября», серия «Русский язык», выпуск 34. М. 2010. 10. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008. 11. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.


×

HTML:





Ссылка: