Творческое название проекта:«Умные ручки»


The Presentation inside:

Slide 0

ТЕМА ПРОЕКТА: «Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство речевого развития детей» «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев...»                                          В.А.Сухомлинский. Творческое название проекта: «Умные ручки» Автор проекта: воспитатель 1 квалификационной категории Царёва Эльвира Ивановна МБДОУ «Детский сад №4 п. Верховье» Верховский район, Орловская области Царева Эльвира Ивановна


Slide 1

Стратегия осуществления проектной деятельности Данный проект реализован на базе МБДОУ «Детский сад №4 п. Верховье», в совместной деятельности воспитателя, родителей, психолога, музыкального руководителя. Проект долгосрочный, рассчитан на 1 год.


Slide 2

Участники проекта: Дети Воспитатели Психолог Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Родители


Slide 3

ПАСПОРТ ПРОЕКТА Срок реализации проекта: 1 год. Форма представления: презентация По деятельности участников проекта: практико- ориентированный Тип проекта творческий, открытый, групповой.


Slide 4

Аннотация проекта: Данный проект направлен на развитие речевых умений и навыков детей через совершенствование мелкой моторики. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики детей.


Slide 5

Актуальность Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее речевое развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.


Slide 6

Актуальность Мелкая моторика- это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.


Slide 7

Теоретическое обоснование: Методологической основой проекта явились следующие положения: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. исследования Ткаченко Т.А., Цвынтарного В.В., Прищепы С. о связи интеллектуального и речевого развития и моторики пальцев.


Slide 8

Цель проекта Доказать, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности способствует речевому развитию детей. 8


Slide 9

Методические задачи


Slide 10

Гипотеза базируется на предположении о том, что система работы с детьми дошкольного возраста позволит улучшить показатели речевого развития и совершенствованию мелкой моторики, если: использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития зрительно-моторных функций, таких как различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами, специальные упражнения для подготовки руки к письму; сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и зрительно-двигательной координации регулярной и исправной, включив её в учебно-воспитательный процесс. ЗАДАЧИ Разработать индивидуально-ориентированное планирование работы Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме Провести мониторинг Проверить эффективность предложенной работы и провести оценку ее результативности


Slide 11

Основополагающий вопрос: Развивая мелкую моторику у детей, повышаем ли мы уровень речевого развития у дошкольников?


Slide 12

Проблемные вопросы


Slide 13

Условия реализации проекта


Slide 14

Межпредметные связи Художественная деятельность Речевое развитие Ознакомление с художественной литературой Познание Игры Свободная деятельность детей Прогулки Проект реализуется в совместной деятельности педагога и детей: В свободной деятельности:


Slide 15

Интеграция взаимодействия участников проекта


Slide 16

Работа в рамках проекта с родителями


Slide 17

Этапы и сроки проведения работы


Slide 18

Организационно-подготовительный этап


Slide 19

Практический этап


Slide 20

Заключительный этап


Slide 21

Мониторинг речевого развития детей.


Slide 22

Работа с детьми Пальчиковый игротренинг Пальчиковая гимнастика; Пальчиковый массаж и самомассаж (традиционные и нетрадиционные формы работы);


Slide 23

Игры с мелкими предметами Застегивание пуговиц, молний, крючков; Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с прищепками; Конструирование из палочек, пуговиц, желудей; Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн" Игры с мозаикой, паззлами;


Slide 24

Формирование базовых графических навыков Графические диктанты; Обводка по точкам, штриховка, трафареты.


Slide 25

Нетрадиционные виды рисования, бумагопластика. Использование нетрадиционных техник рисования (пальчиками, ватными палочками, жёсткой кистью); Квиллинг, обрывная, объёмная аппликация;


Slide 26

Результативность работы Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (приложение 1) Положительная динамика развития качественных показателей речевых навыков детей (приложение 2) Педагогическое просвещение родителей – выпуск буклетов (приложение 3)


Slide 27

Обобщение опыта работы и презентация проекта Обобщение опыта на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №4 п. Верховье» - май 2013г. Презентация опыта и инновационного проекта на районном конкурсе «Воспитатель года – 2014» - январь 2014г. Размещение опыта и проекта на личной странице педагога, созданной на сайте ДОУ – февраль 2014г.


Slide 28

Информационные ресурсы 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 2. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007 3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Изд. РАО, 1994. 4. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями.- Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. 5. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей  / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.) 6. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. 4. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. 5. Готовим дошкольника к письму. Рабочая тетрадь / Т.А.Ткаченко. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012. 6. Развиваем графические навыки. Рабочая тетрадь для детей с ОНР / Л.М.Граб. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. 7. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. 8. Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5 -7 лет. – М.: ВАКО, 2010.


×

HTML:





Ссылка: