ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ? 


The Presentation inside:

Slide 0

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ?   МБОУ – Болугурская СОШ МР «Амгинский улус (район) Конференция «Болугур сайдар са5ахтара» Составила: Михайлова П.А., учитель - логопед Болугур - 2013


Slide 1

Задержка речевого развития и различные нарушения речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так же центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения


Slide 2

Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием лекарств, противопоказанных во время беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др.


Slide 3

Вы можете сказать: «Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего, ребенок нормальный!» В таком случае вам либо очень повезло, либо вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.


Slide 4

В возникновении речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и наличие благоприятной психологической обстановки


Slide 5

В развитии речевой функции ребенка выделяют 3 критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.


Slide 6

Первый период – (1-2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 мес. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.


Slide 7

Второй период – (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.  


Slide 8

Третий период – (6-7 лет), начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности.


Slide 9

Вопреки мнению, бытующему среди значительной части взрослых, нарушение речи - это не только нарушение произношения звуков, но и всех её компонентов. Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте, он будет писать с многочисленными ошибками, которые возможно преодолеть только с помощью логопеда.


Slide 10

Достаточен ли запас слов? По ряду причин у ребёнка может не развиваться словарный запас. Ему трудно найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, продукты, цветы), сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая), действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся), синонимы, антонимы. При недостаточном словарном запасе необходимо обогащать словарь ребёнка.


Slide 11

Усвоены ли грамматические нормы языка? Важно не только иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова. В некоторых случаях грамматические ошибки встречаются в повседневной речи ребенка, в других же это можно выявить лишь в процессе логопедического обследования


Slide 12

Владеет ли ребенок связной речью?   Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).


Slide 13

Как помочь ребёнку с нарушениями речи?   В коррекционной работе по преодолению нарушения речи необходимо участие нескольких специалистов: врача-невролога, который назначает в случае необходимости лечение; учителя-логопеда, который непосредственно занимается развитием речи; психолога, который проводит профилактическую работу для предупреждения вторичных отклонений.


Slide 14

Большую роль играют родители. Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалистам добиться хороших результатов.


Slide 15

Советы родителям 1. Разговаривайте со своим ребенком с самого рождения. 2. Проговаривайте все свои действия: "Сейчас мы с Дашей пойдём гулять. Сначала наденем шапку, шубу, сапоги". 3. Не "сюсюкайтесь" с ребенком. Разговаривайте четко и спокойно. Ваша речь должна быть образцом для ребенка. 4. Отвечайте на все вопросы маленького "почемучки", какими бы глупыми и надоедливыми они Вам не казались. Ваш малыш познаёт мир. И важно, чтобы именно родители помогали ему в этом. 5. Чаще общайтесь с ребенком: почитайте на ночь сказку, по дороге в детский сад и домой поинтересуйтесь его делами, впечатлениями о пройденном дне, расскажите о себе 6. Если Вы заметили какие-то особенности в развитии ребенка, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Помните: своевременная помощь позволит предотвратить нежелательные последствия.


Slide 16

Упражнения для развития укороченной уздечки


Slide 17

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звукопроизношение.   Какая логопедическая работа ведется с многочисленной категорией дислаликов – детьми, имеющими укороченную подъязычную связку (уздечку).  


Slide 18

Подъязычная связка В норме длина уздечки составляет 1,5 см.


Slide 19

Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р] и т.д.).  Подрезать или нет?   Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.  Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).


Slide 20

Подрезать или нет?   Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.   Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).


Slide 21

  Правила выполнения упражнений   (по М.А. Поляковой [6]):   При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного. Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.


Slide 22

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.


Slide 23

«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.   Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.


Slide 24

«Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.   Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.


Slide 25

«Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.


Slide 26

«Барабан» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).   В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д — д — д — д!»


Slide 27

«Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.   На качелях я качаюсь   Вверх-вниз, вверх-вниз.   Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз.


Slide 28

«Дотянись до носа» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.


Slide 29

«Футбол» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.


Slide 30

«Котёнок» На блюдечко положить немного сгущёнки (сметаны, варенья) и предложить ребенку слизать её языком как котёнок. Можно также лизать мороженое.


Slide 31

«Грибок» с элементами самомассажа   Предложить выполнить упражнение «Грибок». Ребёнок сам перетирает уздечку большим и указательным пальцами руки.  


Slide 32

Механическая помощь при выполнении артикуляционных упражнений Если язычок провисает, ребенок не может выполнить упражнения «Лошадка», «Грибок», то для правильного растягивания логопед берет зонд («расчёска») и поднимает язык или «качает» его на «расческе».


Slide 33

Массаж уздечки языка Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.


Slide 34

Растягивание уздечки Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу. Указательный и средний пальцы неподвижны (см. рис. 1 и 2). (Прием Е.В. Новиковой).


Slide 35

Прием растягивания уздечки по Е.В. Новиковой (б) Наложив на язык стерильный платок (салфетку), поставить указательный и средний пальцы под язык, уздечка между пальцами, большим пальцем нажать на переднюю часть языка и выполнить подтягивающие движения языка наружу.


Slide 36

Упражнение «Крот» Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз. - Во дворе горка, - Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх. - Под горкой норка. – Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её. - В этой норке - Крот стережет норку. Прием Н.Г. Водовозовой [8]-


Slide 37

Упражнение с резиновым колечком. (Ф.Я. Хорошилкина [9])   На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребёнок широко открывает рот, прижимая кольцо кончиком языка к нёбу, затем закрывает. После усвоения упражнения его повторяют 3 раза в день по 10 раз.     Звуки, требующие заметного подъёма кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]) ставятся после полного вытягивания у ребёнка подъязычной связки.


Slide 38

Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: