ТЕМА 9. Рынки факторов производства и порожденный спрос


The Presentation inside:

Slide 0

ТЕМА 9. Рынки факторов производства и порожденный спрос 9.1. Порожденный спрос в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 9.2. Рынок труда: 9.2.1. Предложение труда 9.2.2. Равновесие на рынке труда 9.3. Рынок капитала 9.4. Рынок землепользования и земельная рента


Slide 1

9.1. Порожденный спрос в условиях совершенной и несовершенной конкуренции


Slide 2

Порожденный спрос Cпрос на факторы производства - это вторичный, порожденный спрос (derived demand), вызванный стремлением бизнеса к получению прибыли. Явление порожденного спроса относится к любому продукту на входе производствен-ного процесса, приобретаемому фирмой на стороне.


Slide 3

Механизм формирования порожденного спроса Спрос на факторы производства порождается стремлением фирмы максимизировать прибыль. Условие максимизации прибыли: TR(q) – TC(q) = max. Либо: MR(q) = MC(q).


Slide 4

Механизм формирования порожденного спроса Перейдем к более широкой постановке задачи максимизации прибыли. Если известен набор факторов F = (F1, F2,…,Fm), то объем выпуска q есть максимально возможный в существующих условиях выпуск с использованием данного набора факторов. Тогда условие максимума прибыли: TR(q(Fi)) – TC(q(Fi)) = max.


Slide 5

Механизм формирования порожденного спроса При фиксированных объемах всех факторов, кроме Fi, фирма будет изменять объем фактора Fi до тех пор, пока приращение объема выручки на дополнительную единицу фактора не будет равно приращению затрат: где i = 1, 2, …, m.


Slide 6

Механизм формирования порожденного спроса - предельная доходность фактора, - предельная стоимость ресурса. Тогда условия максимума прибыли по факторам: MRP(Fi) = MRC(Fi).


Slide 7

Механизм формирования порожденного спроса Функция предельной доходности фактора является основой для формирования функции порожденного спроса на фактор со стороны фирмы: D(Fi) = MRP(Fi).


Slide 8

Порожденный спрос в условиях совершенной конкуренции На рынке совершенной конкуренции цена производимого товара формируется рынком и не зависит от объема производства фирмы. Так как TR(q) = pq(Fi), то предельная доходность фактора: MP (Fi) - предельный продукт фактора VMP(Fi) = p • MP - стоимость предельного продукта фактора


Slide 9

Порожденный спрос в условиях совершенной конкуренции Порожденный спрос на фактор со стороны фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, определяется функцией предельной доходности фактора, совпадающей с функцией стоимости предельного продукта данного фактора. Кривые спроса на фактор со стороны многих фирм формируют общую кривую спроса. Если на рынке фактора действуют условия совершенной конкуренции, то цена фактора w определяется рынком, а функция предложения фактора представляет собой горизонтальную линию на уровне цены w.


Slide 10

Порожденный спрос в условиях совершенной конкуренции                  


Slide 11

Порожденный спрос в условиях совершенной конкуренции Фирма имеет максимум прибыли, когда по каждому фактору стоимость его предельного продукта равна цене фактора: или Иными словами, фирма достигает максимума прибыли, когда приращения выпуска по каждому фактору, приходящиеся на 1 рубль цены фактора, равны.


Slide 12

Порожденный спрос в условиях несовершенной конкуренции Для фирмы-монополиста цена товара зависит от объема выпуска, поэтому предельная доходность фактора и функция порожденного спроса на фактор определяется как:   Функция порожденного спроса со стороны фирмы-монополиста есть предельный продукт фактора МР(F), оцененный в единицах предельной выручки MR(q).  


Slide 13

Порожденный спрос в условиях несовершенной конкуренции Для фирмы-монополиста стоимость предельного продукта фактора: VMP(F) = p(q)MP(F) не совпадает с его предельной доходностью: MRP(F) = MR(q)MP(F). Т.к. MR(q) ? p(q), то функция порожденного спроса D(F) ? VMP(F). Монополия занижает спрос на фактор. Если на рынке фактора имеется много фирм-монополистов, то общий спрос на фактор будет заниженный, что приведет к падению его цены.


Slide 14

Порожденный спрос в условиях несовершенной конкуренции   Формирование порожденного спроса на фактор фирмой-монополистом


Slide 15

9.2. Рынок труда 9.2.1. Предложение на рынке труда


Slide 16

Рынок труда: основные понятия Труд – целесообразная деятельность человека. Рабочая сила – способность человека к труду. Труд неотделим от продавца и не может стать собственностью работодателя. Альтернативной стоимостью услуг труда, предлагаемых на рынке, является стоимость свободного времени, отданного работе по найму. Поэтому формирование предложения труда связано с выбором работника между денежным доходом и досугом.


Slide 17

Выбор между работой и досугом Уравнение бюджетной линии «доход-досуг»: I = w(24 – H), где I – дневной доход, Н – часы досуга в день. В точке равновесия Е MRSHI = w, где MRSHI - предельная норма замещения досуга доходом. .


Slide 18

Формирование индивидуального предложения труда Предложение труда, когда эффект замещения превосходит эффект дохода Н3Н1 - эффект замещения Н3Н2 – эффект дохода.


Slide 19

Формирование индивидуального предложения труда Предложение труда, когда эффект дохода превосходит эффект замещения Н1Н3 - эффект замещения Н2Н3 – эффект дохода.


Slide 20

Формирование индивидуального предложения труда Кривая предложения труда работника


Slide 21

9.2. Рынок труда 9.2.1. Равновесие на рынке труда


Slide 22

Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда


Slide 23

Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда


Slide 24

Сегментация на рынке труда а б


Slide 25

9.3. Рынок капитала


Slide 26

Спрос на капитал Спрос на капитал на рынке факторов по натурально-вещественной форме – это спрос на физический капитал. По форме предъявления – это спрос на финансовые средства, необходимые для вложения в инвестиционные проекты фирм, для приобретения элементов физического капитала.


Slide 27

Спрос на капитал Кривая рыночного спроса на капитал является кривой порожденного спроса со стороны фирм. Теоретически она образуется суммированием кривых предельной доходности капитала отдельных фирм. На практике кривая рыночного спроса на капитал отражает зависимость эффективности набора инвестиционных проектов, которые в принципе могут быть реализованы на существующем технологическом уровне, от величины суммарных инвестиций в бизнес.


Slide 28

Спрос на капитал


Slide 29

Предложение капитала Предложение капитала формируют домашние хозяйства. В качестве цены капитала для домо-хозяйств выступает процент как плата за отказ от текущего потребления.


Slide 30

Равновесие на рынке капитала Взаимодействие домашних хозяйств и фирм осуществляется через посредников, которые аккумулируют сбережения домашних хозяйств и превращают их в финансовый капитал. Формы предоставления капитала: покупка акций новых выпусков, покупка облигаций, предоставление кредитов.   В краткосрочном периоде спрос и предложение капитала взаимодействуют на финансовом рынке.


Slide 31

Равновесие на рынке капитала Прибыль бизнеса: площадь i0ae, Доход домашних хозяйств: 0i0eK0. Бизнес реализует только те проекты, для которых r ? i0.


Slide 32

Факторы, влияющие на равновесие Влияние количества свободных денег (М) на предложение сбережений


Slide 33

Факторы, влияющие на равновесие Влияние общего объема накопленных сбережений N на предложение дополнительных сбережений (M = const) 


Slide 34

Факторы, влияющие на равновесие а б Влияние риска на сегментацию рынка заемных средств: а – рынок с высоким риском; б – рынок с низким риском. (i1 – i2) - рисковая премия


Slide 35

Факторы, влияющие на равновесие Влияние ожидания инфляции на величину процента


Slide 36

9.4. Рынок землепользования


Slide 37

Рынок землепользования: основные понятия Земля относится к недвижимому имуществу и ее количество в каждой конкретной местности фиксировано. Цена земли – это цена собственности на участок земли. Земельная рента – это цена услуг земли.


Slide 38

Рынок землепользования: рента и цена земли Цена земли связана с земельной рентой:   где P – цена земли R – годовая рента, i - рыночная ставка ссудного процента.


Slide 39

Рынок землепользования: земельная рента Предложение земли совершенно неэластично. Рента определяется уровнем спроса на аренду отдельных участков, т.е. порожденным спросом на услуги земли. Цена пользования землей имеет характер чистой экономической ренты, так как не зависит от затрат. Затраты на содержание земли для землевладельцев ничтожны по сравнению с платой за ее использование.


Slide 40

Рынок землепользования: земельная рента Взаимодействие спроса и предложения на рынке землепользования


Slide 41

Рынок землепользования: земельная рента Утверждение, что цены на товары высоки, потому, что землевладельцы берут высокую ренту, неверно. Напротив: землевладельцы получают высокую ренту именно потому, что цены товаров, производимых с помощью земли, высоки. Налоги на доходы землевладельцев не влияют на цены производимых с помощью земли товаров, а уменьшают величину ренты землевладельцев


Slide 42

Рынок землепользования: дифференциальная рента а б Образование ренты на различных участках а – относительно лучший участок; б – относительно худший участок


Slide 43

Рынок землепользования: дифференциальная рента Различия в размере ренты обусловлены тем, что земля является недвижимым имуществом. Каждый участок со своим местонахождением имеет свои уникальные характеристики, которые влияют на размер ренты и на величину цены участка. Только изменения в порожденном спросе могут изменить размер ренты. Избыток ренты над рентой с худшего из всех используемых участков называют дифференциальной рентой. Обычно ее измеряют путем сопоставления рент с одинаковых по площади худшего, среднего и лучшего участков.


×

HTML:





Ссылка: