Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник


The Presentation inside:

Slide 0

117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) 334-76-21, (495) 429-92-68 http://www.akademkniga.ru Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник


Slide 1

Проектирование основной образовательной программы начального общего образования


Slide 2

С = 3 Т Результаты освоения Программы Структура Программы Условия реализации Программы Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Минобрнауки России от 06.10. 2009 № 373)


Slide 3

Поэтапное введение ФГОС (Распоряжение Правительства РФ от 07.09.10 №1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы) Продолжение обучения по ФГОС, введенному по мере готовности


Slide 4

Комментарии к Закону РФ «Об образовании» Статья 7. ФГОС. В РФ устанавливаются ФГОС, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального основного, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Статья 8. Понятие системы образования Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, ФГОС и ФГТ…


Slide 5

Статья 9. Образовательные программы  1. В РФ реализуются общеобразовательные и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы.  3. К основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования.  6. Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов и материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.  6.2. К основной общеобразовательной программе дошкольного образования федеральным органом исполнительной власти устанавливаются ФГТ.


Slide 6

Статья 14. Общие требования к содержанию образования 5. Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. Основная образовательная программа в ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. 5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе ФГОС или ФГТ примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. 5.2. Примерные основные образовательные программы могут включать в себя БУП и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).


Slide 7

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)


Slide 8

Необходимо говорить об использовании двух документов: Первый - Основная образовательная программа, в т.ч.: - примерная основная образовательная программа; - образовательная программа ОУ (ступени); - общеобразовательная программа; - преемственная образовательная программа Второй — программы учебных предметов (воспитания), в т.ч.: - примерные программы учебных предметов; - рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); - комплексные и парциальные образовательные программы.


Slide 9

Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373


Slide 10

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования


Slide 11

Образовательная программа - основополагающий документ, который определяет приоритетные направления функционирования и развития образовательного учреждения. Общая оценка ФГОС и программы – позитивная: - внимание к содержанию и качеству образования; - поддержка тенденций реализации развивающего личностно ориентированного обучения; - структурная целостность программы…


Slide 12

Образовательная программа: -четко структурирована (инвариант — 80% содержания) - проблемный анализ минимален; - концептуальные основы касаются конкретных разделов программы (более практико ориентированы); - конкретные планы и программы расположены в структуре документа. Программа развития: - менее структурирована; - является более концептуальной; - более основательно проводится проблемный анализ; - конкретные планы и программы разрабатываются к качестве приложений (или подпрограмм) В практике работы школы могут использоваться оба документа или образовательная программа


Slide 13

- право учреждения на выбор УМК; - особенности УМК и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания НОО; - условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования; - особенности образовательного учреждения. При разработке Программы необходимо учитывать:


Slide 14

При разработке программы используются следующие документы: - Федеральный государственный образовательный стандарт - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения - Программа развития образовательного учреждения - Учебно-методический комплект (совместно с его концептуальными положениями)


Slide 15

Образовательная программа содержит: - обязательную часть (80% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; - вариативную часть (20% содержания программы) - используемый УМК и специфика: региона, муниципалитета, образовательного учреждения. Соотношение 80/20 предлагается использовать для каждого раздела программы.


Slide 16

Таким образом, при создании образовательной программы необходимо: - осуществить коррекцию Примерной программы (с учетом возможностей и особенностей УМК) - показать специфику региона, муниципалитета и образовательного учреждения.


Slide 17

Структура образовательной программы: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения программы; - учебный план начального общего образования; - программа формирования УУД; - программы учебных предметов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания; - программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; - программа коррекционной работы; - система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы


Slide 18

1. Структура пояснительной записки - введение; - цели и задачи реализации программы; - принципы и подходы к формированию программы; - общая характеристика программы; - состав участников образовательного процесса.


Slide 19

Согласно Стандарта и Примерной программы: Цель программы: Обеспечение достижения планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Задачи программы: - становление основ гражданской идентичности - формирование основ умения учиться - духовно-нравственное развитие - укрепление здоровья учащихся


Slide 20

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - цели и задачи применяемого УМК (например, „Перспективная начальная школа“); - цели и задачи образовательного учреждения с учетом его вида и (или) стратегии развития (согласно программе развития); - региональные (муниципальные) особенности


Slide 21

При разработке пояснительной записки дополнительно используются: - планируемые результаты освоения УМК; - основные принципы УМК: например, в ПНШ это принципы: непрерывного развития каждого ребенка, целостности образа мира, практической направленности, учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.


Slide 22

Проектирование пояснительной записки


Slide 23

2. Определение планируемых результатов: личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные. Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов


Slide 24

Планируемые результаты освоения Образовательной программы


Slide 25

Планируемые результаты в УМК «Перспективная начальная школа»


Slide 26

3. Учебный план начальной школы 2 варианта: - БУП-2004 (приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312) - БУП-2010 (в качестве проекта-ориентира, представлен в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения)


Slide 27

Учебный план определяет: Общий и максимальный объем нагрузки учащихся; состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Части учебного плана: 1. Обязательная 2. Формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) 3. Внеурочная, ее характеристики: - это вариативная часть; - она не входит в максимально допустимую недельную нагрузку; - обязательная для финансирования.


Slide 28

Основания для проектирования учебного плана с учетом требований ФГОС: Перечень образовательных областей и учебных предметов (п.12 и п.19.3 ФГОС) Примерная основная образовательная программа (п. 3. Базисный учебный план начального общего образования) БУП – 2004 - Требования СанПиН Используемый (е) УМК (с моделью внеурочной деятельности, связанной с учебной нагрузкой учащихся) Традиции, опыт образовательной практики образовательного учреждения


Slide 29

Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Размещение внеурочной деятельности в учебном плане подчеркивает ее связь с учебной нагрузкой учащихся. Два варианта проектирования внеурочной деятельности: один УМК или несколько УМК.


Slide 30

«Перспективная начальная школа» предлагает следующие программы внеурочной деятельности: 1. Программы научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря». Направления - научно-познавательное, общественно-полезное, проектное.


Slide 31

«Перспективная начальная школа» предлагает следующие Программы внеурочной деятельности: 2. Программу кружковой (факультативной) работы по теме: «Музей в твоем классе» (художественно-эстетическое и научно-познавательное направление).


Slide 32

«Перспективная начальная школа» предлагает следующие Программы внеурочной деятельности: 3. Программу факультатива по математике „Изучаем окружающий мир. Решаем Практические задачи“ (научно-познавательное направление).


Slide 33

4. Программы проектной исследовательской деятельности: «Изучаем родной край» (проектная деятельность, патриотическое направление); - «Занимательная информатика» (проектная деятельность) «Перспективная начальная школа» предлагает следующие Программы внеурочной деятельности:


Slide 34

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере «Перспективной начальной школы» *Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность в сетке часов объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности


Slide 35

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК)


Slide 36

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК)


Slide 37

- ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Это основа структуры программы формирования УУД. 4. Программа формирования УУД включает в себя:


Slide 38

Типовые задачи формирования УУД


Slide 39

. 4. Программа формирования УУД Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должны быть прописаны авторским коллективом УМК: - по учебным предметам и конкретным темам; - по личностным, метапредметным и коммуникативным УУД. В „Перспективной начальной школе“ данная задача выполнена:


Slide 40

Взаимосвязь типовых задач (заданий) и планируемых результатов освоения Образовательной программы


Slide 41

4. Программа формирования УУД Преемственность при переходе от дошкольного к начальному школьному образованию должна быть показана на уровне: - целей и задач; - содержания образования; - организационных форм; - планируемых результатов (вариант решения возможен на примере «Перспективной начальной школы» и «Предшколы нового поколения»)


Slide 42

Преемственность планируемых результатов формирования УУД (дошкольное и начальное образование)


Slide 43

5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы


Slide 44

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: - пояснительную записку - общую характеристику учебного предмета - описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета - результаты освоения учебного предмета, курса - тематическое планирование - описание материально-технического обеспечения Программы предметов и программа формирования УУД — основа рабочих программ по предметам


Slide 45

Программы по учебным предметам УМК «Перспективная начальная школа» дополнительно включают в себя: Ожидаемые результаты формирования УУД к концу каждого года обучения; Программу формирования УУД и систему заданий, ориентированных на формирование УУД по классам, частям учебников и страницам.


Slide 46

Учебно-методический комплект “Перспективная начальная школа” Учебники комплекта «Перспективная начальная школа» проходят процедуру грифования по новым образовательным стандартам, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».


Slide 47

6. Проектирование программы духовно-нравственного воспитания предполагает: - создание системы воспитательных мероприятий - формирование активной позиции обучающихся. - формирование целостной образовательной среды


Slide 48

6. Проектирование программы духовно-нравственного воспитания предусматривает использование: - возможностей применяемого УМК - воспитательного потенциала образовательного учреждения - взаимосвязи направлений воспитания, ценностных установок, планируемых результатов и форм воспитания. Задача образовательного учреждения — определение тематики и сроков реализации воспитательных мероприятий.


Slide 49

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности


Slide 50

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания


Slide 51

7. Проектирование программы формирования культуры здорового образа жизни предполагает: - использование инварианта целей и задач, структуры системы работы; - опору на потенциал, возможности используемого УМК (или вариантов УМК); - существующие традиции, опыт работы образовательного учреждения. Задача образовательного учреждения — определение тематики и сроков реализации здоровьесберегающих мероприятий


Slide 52

Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


Slide 53

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм ЗОЖ


Slide 54

8. Программа коррекционной работы создается совместно с педагогами-психологами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, учителями физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа может включать в себя 5 модулей: - концептуальный - диагностико-консультативный - коррекционно-развивающий - лечебно-профилактический - социально-педагогический


Slide 55

Программа коррекционной работы предусматривает использование следующих документов: карта медико-психолого-педагогического сопровождения диагностическая карта школьных трудностей индивидуальный образовательный маршрут дневник наблюдений.


Slide 56

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребёнка


Slide 57

Коррекционно-развивающие занятия (на примере УМК «Перспективная начальная школа)


Slide 58

Направления и задачи коррекционной работы


Slide 59

9. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: происходит в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД


Slide 60

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: - личностные результаты (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) — не подлежат итоговой оценке; - объект оценки метапредметных результатов — регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД (оценка умения учиться); - оценка предметных результатов происходит по отдельным предметам


Slide 61

Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов: В «Перспективной начальной школе»: - разработаны требования к уровню подготовки к концу каждого года обучения; - содержание учебников включает задания на контроль и оценку процесса и результата деятельности; - разработаны сборники самостоятельных и контрольных работ по каждому учебному предмету и классу; - имеется контрольная работа на основе единого текста «Белый медведь»


Slide 62

После завершения проектирования Образовательной программы целесообразно: - провести внутреннюю экспертизу документа, в т.м числе используя компетенцию совета по введения ФГОС НОО, органа ГОУ; - обсудить и утвердить образовательную программу на педагогическом совете ОУ; - инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне (в муниципальном методическом центре, региональном экспертном совете, в институте повышения квалификации и т.д.)


Slide 63

Спасибо за внимание! Соломатин Александр Михайлович 8-915-271-32-22 E-mail: [email protected]


×

HTML:





Ссылка: