Стратегия развития начального образования


The Presentation inside:

Slide 0

Стратегия развития начального образования 1


Slide 1

Что сегодня определяет ситуацию в начальной школе? Изменение нормативной базы (Федеральный закон N 309-ФЗ, новая редакция «Закона об образовании») Введение ФГОС Качество начального образования ………………. 2


Slide 2

Основные федеральные программы: КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ развития образовательной системы Российской Федерации (ОДОБРЕНЫ на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.): «сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ» Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 4.02.2005г.) 3


Slide 3

Изменение нормативной базы Федеральный закон от 1 декабря 2007г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный закон "Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16.12.2007) 4


Slide 4

Что такое ФГОС? Как они будут вводиться? В чем их отличие от ГОС 2004 г.? ГОС – государственный образовательный стандарт 2004г. ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты (стандарт второго поколения) ………………. 5


Slide 5

Ценностная ориентация ФГОС - формирование российской идентичности Кризис гражданской идентичности после распада Советского Союза Возникновение рисков распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам Неопределенность ценностных ориентаций подрастающих поколений 6


Slide 6

С кем и в какой степени россияне испытывают чувство общности 7


Slide 7

Отношение россиян к многонациональному характеру России 8


Slide 8

Портрет будущего выпускника — гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировозренний, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность 9


Slide 9

организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре основных образо- вательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям основных реализации образовательных программ Стандарт как совокупность трех систем требований 10


Slide 10

ТРЕБОВАНИЯ БОП Программы развития УУД Примерные (рабочие) программы Программы воспитания и социализации Описание содержания образования 11 Другие материалы Требования к структуре основных образовательных программ


Slide 11

Базисный образовательный план. Начальное общее образование 12


Slide 12

БОП: внеучебная работа 13


Slide 13

Примерные программы: назначение и особенности 14 Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Технология


Slide 14

Основные дидактические линии Для курса математики: Арифметика (числа и действия с ними, вычисления, величины); Алгебра (пропедевтика, представлена в неявном виде); Геометрия (элементы стереометрии и планиметрии); Работа с данными (элементы статистики и вероятностей). 15


Slide 15

Основные дидактические линии Для курса русского языка и литературного чтения: Система языка. Коммуникация и способы познания (звуки и буквы, слова, части речи, словосочетания и предложения, правописание, высказывания и тексты, работа с информацией); Читательская компетенция (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними) 16


Slide 16

Основные дидактические линии Для курса окружающего мира: Человек и общество (пропедевтика истории и социальных дисциплин); Человек и природа (пропедевтика естественнонаучных дисциплин). 17


Slide 17

Это подразумевает как специальную организацию учебного процесса – организацию учебной деятельности, учебного материала, учебной среды, – так и целенаправленное планирование итоговых, тематических или текущих результатов обучения. 18 Системно- деятельностный подход к образованию


Slide 18

Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, постановка, решение и генерация математических задач Примеры учебной деятельности: Математика 19


Slide 19

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие Базовые образовательные технологии 20


Slide 20

Требования к условиям реализации основных образовательных программ ТРЕБОВАНИЯ Кадры Учебно- материальная база СанПиНы МЧС Методика формиро- вания бюджета ОУ 21 Другие материалы


Slide 21

ТРЕБОВАНИЯ Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) 22 Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность) Требования к результатам освоения основных образовательных программ


Slide 22

Виды оценивания стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, итоговое оценивание. 23


Slide 23

Модели оценочной деятельности: итоговая комплексная работа 24


Slide 24

В системе оценивания используются преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах; 25


Slide 25

Структура Арифметика (числа и действия с ними, вычисления, величины) Алгебра (пропедевтика, в неявном виде) Геометрия (элементы стереометрии и планиметрии) Работа с данными (элементы статистики и вероятностей) Учебные действия (некоторые примеры): упорядочивать и сравнивать экспериментировать, исследовать, выявлять оценивать, вычислять, измерять моделировать распознавать, определять, пояснять …. Планируемые результаты: Математика 26


Slide 26

функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Что оценивается: 27


Slide 27

В системе оценивания используются субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.), объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки; 28


Slide 28

В системе оценивания используются разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся. 29


Slide 29

Источники информации для оценивания работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.); индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований; результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ). 30


Slide 30

Задание Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия: – мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы; – доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели. Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов – знаком Д. Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования 31


Slide 31

32


Slide 32

33


Slide 33

Структура стандартов 2 поколения Требования к Результатам освоение ООП умение учиться, компетентности разные результаты для разных ступеней опора на закономерности возрастного развития, передовую науку Структуре ООП вариативная часть выбор занятий учениками «неаудиторная занятость» Условиям реализации ООП механизмы достижения нового качества предоставляемые новые возможности стимулирование обновления и эффективности привлечение талантливых педагогов


Slide 34

Стандарт 2004 («Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования" ) Общие учебные умения, навыки и способы деятельности : познавательная деятельность; речевая деятельность; организация деятельности. Учебные предметы: цели изучения учебного предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету; требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету


Slide 35

ФГОС Цели Условия Требования к результату Стандартизируется не содержание, а основная общеобразовательная программа!


Slide 36

Информация в интернете www.mon.gov.ru/pro/fgos. 37


Slide 37

Что и кого не устраивает в качестве Российского образования? Как добиться нового качества? Устойчивая ориентация педагогов на ЗУНы. Результаты международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA) Непонятная ситуация с вариативностью Качество учебников Недостаточная технологичность образования ………………. 38


Slide 38

ПРОБЛЕМА РОССИСКИХ УЧЕБНИКОВ. KALAJARVEN KOULU учебник «Математика», 4 класс (Финляндия) 39


Slide 39

Какие учебники используются в НШ спустя 10 лет после принятия Закона РФ «Об образовании» ? Из книги «Изучение математической подготовки выпускников начальных школ России»М, 2002. с.15 86% учащихся работают по различным вариантам учебника М.И. Моро; 11% учебники -И.И. Аргинская (Занков), Н.Б. Истомина (Гармония), Л.Г.Петерсон (Школа 2100); 2% учебники С.Ф.Горбов, Э.И. Александрова (система Эльконина-Давыдова) 1% и другие ПОЧЕМУ ??? 40


Slide 40

Пример: результаты мониторинга МО РФ в рамках эксперимента мо модернизации (2 класс) 1 задание Найдите отрезок длиной 4 см 2 задание Определите длину данного отрезка 86% 2 8 6 4 8 9 32% 41


Slide 41

КАК ДАТЬ ВСЕМ ДЕТЯМ СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (4 класс) 2006. PIRLS Переход от обучения чтению к чтению для обучения Россия – 1-е место в мире ОСНОВНАЯ ШКОЛА (8 кл.) 2006. PISA Переход от мира ученичества к миру профессиональному Россия – 40-е место в мире 42


Slide 42

Результаты по естествознанию стран, участвовавших в исследованиях TIMSS 1999 и PISA 2000 2 4 1 3 43


Slide 43

Характеристика кластеров Кластер 1 Очень мало времени на самостоятельный эксперимент учащихся, основное время выделяется на лекции, проверку выполнения домашних заданий, на повторное объяснение пройденного материала и контроль знаний. Кластер 3 Значительное время на лекции, очень мало времени на самостоятельный эксперимент учащихся и проверку выполнения домашних заданий, другие формы работы имеют среднее значение. Кластер 2 Значительное время на самостоятельный эксперимент учащихся и лекции, мало времени на проверку выполнения домашних заданий и контроль знаний. Кластер 4 Значительное время на самостоятельный эксперимент учащихся, очень мало времени на лекции и объяснение изученного ранее материала, контроль и проверка выполнения домашних заданий имеют среднее значение. 44


×

HTML:





Ссылка: