Древняя Индия


The Presentation inside:

Slide 0

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 8 10 класс Древняя Индия Буддийские культовые сооружения — символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. ОСОБЕННОСТИ БУДДИЙСКОЙ ПЛАСТИКИ И ЖИВОПИСИ Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты. Казаретина О. В. Казаретина О. В.


Slide 1

Присущее индийцам созерцательное восприятие красочного, напоенного звуками и ароматами мира рассматривалось как идеальное состояние души, поддержать которое можно было разумным отношением к своим потребностям. Неслучайно одна из самых распространенных в Индии религий — буддизм — учила достигать умиротворения отказом от желаний, порождающих страдание.


Slide 2

Возникновение буддизма с его традицией ритуального обхода по часовой стрелке вокруг «дерева мудрости» (дерево Ботхи) продиктовало появление новых архитектурных форм. Дерево Ботхи. Будда под деревом Боти. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%91%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%B3%D0%B0%D1%8F


Slide 3

Классическая форма буддийского культового сооружения — ступа — представляет собой монолитную кирпичную полусферу. Ее сакральный план символизирует космос и божественное присутствие. Божественное присутствие отмечает центральная точка — источник возникновения и гибели вселенной. СТУПА - архитектурное сооружение мемориального характера, которое является хранилищем ("сосудом") для различного рода реликвий. Согласно буддийской традиции, Будда в ответ на вопрос о том, как следует его похоронить, молча перевернул патру (чашу для подаяний). Полусфера перевернутой чаши соотносится с насыпью погребальных курганов, а содержимое ступы - реликвия - может быть соотнесено с драгоценным содержимым священных сосудов. По достижении Буддой нирваны (конечной цели буддийского учения) его земное тело в соответсвии с принятой практикой было кремировано (огонь в эсхатологии - средство очищения, возрождения) и приобрело статус реликвии (мощи, прах - сакральный центр).


Slide 4

Купол ступы повторяет форму могильного кургана и является по сути гигантским реликварием, поскольку скрывает хрустальный ковчег с пеплом Будды. Так выглядит и Большая ступа в Санчи (I в. до н. э.). Возникший вслед за этим конфликт между последователями учения о праве на обладание прахом Будды (спор за сакральный центр, "истину") был решен путем его деления на восемь частей (дифференциация сакрального центра) и строительством соответственно восьми ступ. Ступа как архитектурное сооружение является одним из условий проведения буддийского ритуала (поклонение и обход по часовой стрелке pradakhsina-patha).


Slide 5

Некогда Большую ступу покрывала белоснежная штукатурка, ослепительное сияние которой дополняло свечение вызолоченного шпиля. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три буддийские ценности: Будду, Учение и монашескую общину.


Slide 6

Гладкую поверхность ступы эффектно оттеняет ограда из песчаника красного цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звезд и солнца вокруг мировой горы.


Slide 7

Проход к ступе обеспечивают ворота, расположенные по осям север — юг, запад — восток. Они образуют крест, центр которого совпадает с центральной точкой воображаемой вселенной и означает равномерное распространение учения Будды во все стороны. Кроме того, ворота отмечают границу двух миров, сакрального и земного.


Slide 8

Ворота состоят из двух квадратных в плане столбов и трех изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Рельефы на столбах и балках на сюжеты из жизни Будды делают их похожими на иллюстрированные рукописи, когда-то переносимые странствующими рассказчиками из деревни в деревню. Ворота Санчи


Slide 9

Большая ступа в Санчи . III—II вв. до н. э. (ограда II в. до н. э., ворота I в. до н. э.). Западные ворота


Slide 10

Дерево мудрости Рельеф западных ворот, например, воспроизводит «дерево мудрости» — наиболее часто встречающийся мотив буддийского изобразительного искусства. К дереву, украшенному цветочными венками, с обеих сторон движутся последователи религиозного учения Будды: здесь и небесные девы, парящие в воздухе с гирляндами и сосудами в руках, и пузатые духи деревьев верхом на мифических львах, и бог богатства Кубера, любимое божество купцов, и сами купцы.


Slide 11

Симметричное расположение фигур вокруг дерева с густой круглой кроной, линейный ритм молитвенно сложенных рук, тяжелые браслеты, повторяющие абрис постамента, из которого вырастает дерево, придают всей композиции очертания круга, вызывая ассоциации с колесом Судьбы, запущенным благодаря просветлению Учителя.


Slide 12

Дерево мудрости Помимо «дерева мудрости» на воротах воспроизводятся знаки, напоминающие о ключевых событиях из жизни Будды и обозначающие самого Будду, пока во II в. н. э. не сложился его антропоморфный образ.


Slide 13

Бык (знак зодиака Гаутамы) символизирует рождение, цветок лотоса — медитацию, колесо и олень служат аллегорией первой проповеди, Колесо Учения


Slide 14

Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк, Орисса, Индия


Slide 15

ступни намекают на реальное присутствие Будды и обозначают духовный след, оставленный Учителем на земле, ступа — вхождение в нирвану. Печатью Будды и символом счастья в буддийской традиции является свастика — знак, встречающийся в доарийской индийской культуре как воплощение солнечной энергии и распределения ее по четырем сторонам света.


Slide 16

Со временем у основания ступы на пути религиозной процессии стали помещать статую Будды — стоящего, идущего или сидящего в позе святого отшельника, достигшего просветления.


Slide 17

Близость индийцев к природе обусловила появление изобразительного канона, приближающегося к природным формам: стройная фигура, как у дерева баньян, ноги, как у газели, «львиный корпус» — широкие плечи, тонкая талия, разрез глаз, напоминающий восхитительные изгибы лотоса. Отличительными признаками Будды служат знаки величайшей мудрости: выпуклость на темени, родимое пятно на лбу, удлиненные мочки ушей.


Slide 18

Аджанта 100 фотографий Аджанты 1280х960 Наряду со ступой местом отправления буддийского культа был пещерный храм, где молитвенные залы соседствовали с жилищем монахов.


Slide 19

Аджанта 100 фотографий Аджанты 1280х960


Slide 20

Змеиный царь


Slide 21

Портик и солнечное окно


Slide 22

Главным украшением пещерных храмов служила живопись. В пещерных храмахв Аджанте (IV—VII вв.) она покрывает широкие пространства стен и потолков.


Slide 23

Процессия на сланах Среди буйной зелени, пышных цветов, переплетенных лиан, усеянных розовыми, лиловыми, красными плодами, раскачиваются кофейно-бежевые обезьяны, зацепившись хвостами за ветки; величаво шествуют темно-серые слоны, выставив белоснежные бивни; таятся в зарослях оранжево-черные тигры, выгнув спины для прыжка.


Slide 24

Этот роскошный красочный мир, расширяя пространство над головой, уничтожает самый намек на давление скалы. Образно передавая сказочное изобилие и богатство растительного и животного царства, фрески служат также религиозной идее сакральности пещеры как чрева-утробы мировой горы.


Slide 25

В отличие от рельефных изображений в Санчи, иллюстрирующих жизнеописание Будды, в росписях Аджанты преобладают бытовые, жанровые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений. Неслучайно живопись Аджанты по богатству сюжетов считается энциклопедией индийской жизни.


Slide 26

Девушки в саду Вот в роскошных садах с экзотическими растениями и прозрачными водоемами нежатся черноволосые красавицы;


Slide 27

Фреска из пещеры в Аджанте. II в. до н.э. – VII в. н.э. Скопированы мастером Саркисом Хачатуряном


Slide 28

Придворная сцена вот на городских площадях среди пешеходов, разносчиков воды, фокусников движутся религиозные процессии, слоны и повозки; вот различные посетители наводняют приемную залу дворца в ожидании властителя (см. цв. вкл., рис. 10, 11). И все это ярко и празднично. Один цикл от другого отделяют колонны, дворики, ворота, не нарушающие общей панорамы.


Slide 29

Омовение принца Атмосферу живой жизни в росписях Аджанты создают позы, точно схваченный типаж, предельно выверенная линия рисунка.


Slide 30

Девушки качелях Особенно это проявляется в женских образах, полных грации и изящества. Они воплощают индийский идеал женской красоты: широкие бедра, тонкая талия, тяжелая грудь, голова яйцевидной формы, длинные волосы, миндалевидные глаза и удлиненные брови.


Slide 31

Ирадани на качелях Чтобы передать кокетливый, призывный и в то же время ускользающий взгляд обольстительных женщин, художники изображали полузакрытые глаза с узкой, нарочито удлиненной щелью, поэтому было не ясно, куда и на кого смотрит красавица, о чем ее и вопрошали поэты:


Slide 32

К любви зовущими, и томными, и ждущими ответа, в полон берущими, глядящими то искоса, то прямо, вовек не лгущими, огромными и нежными глазами, о простодушная, о скромная, кому в глаза ты глянешь? (Перевод Н. Горской) Бодхисатва Девушка с подносом


Slide 33

Ботхисатва Авапокитешвара Падмапати Теплая медово-терракотовая гамма, оттененная вспышками золота, снежно-белыми, изумрудно-зелеными и пурпурно-красными мазками, делала фрески настоящим апофеозом красоты.


Slide 34

Буддийские подвижники


Slide 35

Апсара (небесная дева). Пещерный храм № 17


Slide 36

Летящий Индра. Пещерный храм № 7 Индра - «Владыка», Господь, божество индуистского пантеона, бог - воитель, Громовержец, царь богов, миродержец Востока, покровитель военной дружины.


Slide 37

Культуру Древней Индии можно интерпретировать как метафору сакрального, ибо основу архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, танца, музыки, театрального действа здесь составляло представление об Абсолюте. Вместе с тем щедрая, изобильная природа развила у индийцев любовь к созерцательности и склонность к радостям и наслаждениям. В связи с этим вдохновение они черпали не только в беспредельном стремлении к Абсолюту, но и в чувственном жизнелюбии. Неслучайно аскетически суровая простота внутренних помещений храма ассоциируется с небесами и предназначена для богов, а пышный наружный декор ориентирован на людей. Такой магический сплав глубины мистических учений и роскошной фантазии знойного юга делает индийскую культуру столь притягательной во все времена.


Slide 38

Дхармачакра в скульптурной отделке Храма Солнца, Конарк, Орисса, Индия


Slide 39

Дхармачакра (санскр. «колесо дхармы», «колесо закона») — мандала, символ непрекращающегося круга рождений и смертей (самсары) в дхармических религиях. Традиционно изображается в виде стилизованного колеса с пятью, шестью или восемью спицами. Значение: Обычно восемь спиц трактуются как изображение составляющих Благородного восьмеричного пути: правильное понимание (правильное воззрение), правильное стремление (правильная решимость), правильная речь, правильная деятельность (правильное поведение), правильные средства к существованию (правильный образ жизни), правильное усилие, правильная осознанность (правильное направление мысли), правильная концентрация. Изображение бхавачакры — другого визуально сходного широко известного символа в виде колеса самсары (санскр. «блуждание», «круговорот») демонстрирует бесконечное круговращение бытия, характеризующееся рождением, смертью и новым рождением в различных местопребываниях.


Slide 40

Ступу можно образно разделить на 5 основных частей: верхушка - 1, зонт - 2 , шпиль - 3 , сфера - 4 и основание - 5.


Slide 41


Slide 42

Автор: Казаретина Оксана Васильевна, учитель истории школы №103 г. Новосибирска


×

HTML:





Ссылка: