ФУНКЦИИ ЯЗЫКА


The Presentation inside:

Slide 0

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Лекция 5


Slide 1

I. СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА. Язык - сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека. Вопрос о сущности языка – один из сложнейших в языкознании. Язык рассматривается как явление: 1) биологическое (или природное); 2) психологическое (индивидуальное); 3) социальное (общественное). Разное понимание сущности языка порождало и разные подходы к его определению – каждая теория акцентировала разные моменты: отношение языка к мышлению, структурную организацию языка, важнейшие функции языка и т.д.  


Slide 2

II. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Любой этнический язык существует в определённом социуме. Он выполняет множество функций. Функция языка - предназначение языка как данности, как системы знаков выполнять определённую роль в жизнедеятельности некоторого социума. В языкознании слово функция обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль».


Slide 3

2.1. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ - одна из важных функций, т.к. назначение языка - служить средством общения, имея в виду обмен мыслями через определённую знаковую систему. Она позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и принимать к сведению. Коммуникация – общение, обмен информацией. Коммуникативная функция языка изучалась в лингвистике на протяжении всей её истории и получила множество интерпретаций и обоснований. Язык по своей природе имеет одну цель – установление взаимопонимания в процессе коммуникации


Slide 4

Информация - сообщение о положении дел, сведения, предназначенные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы, лежит в основе коммуникативной функции. Информация передаётся в пространстве и во времени. Информация сохраняется и передаётся из века в век, из тысячелетия к тысячелетию. Благодаря языку осуществляется преемственность человеческой культуры, происходит накопление и усвоение опыта, выработанного за большой период времени. Информация реализуется в речи – одном из важнейших факторов человека.


Slide 5

2.2. ПОДФУНКЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Коммуникативная функция языка (служить средством общения) имеет несколько подфункций и частных функций: 2.2.1. Констатирующая – служит для простого «нейтрального» сообщения о факте и выражена в повествовательных предложениях.


Slide 6

2.2.2. Регулятивная функция направлена на создание, поддержание и регулирование отношений в микроколлективах. Её цель - воздействовать на адресата сообщения: побудить, запретить , предостеречь. волеизъявительная – выражается в просьбах и приказах; вопросительная – служит для запроса о факте; апеллятивная (призывная) - направлена на побуждение к какому-либо действию или регуляцию действий.


Slide 7

2.2.3. Контактоустанавливающая (фатическая) функция выполняет функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда контакта ещё нет или уже нет (приветствие, прощание, обмен репликами о погоде т.п.). В относительно постоянных коллективах установление и поддержание речевых контактов – важнейшее средство регулирования отношений. Общение с родственниками, соседями, сослуживцами нужно не только для поддержания определённых отношений в микроколлективах, оно важно и для самого человека – для его самоутверждения, реализации как личности.


Slide 8

Регулятивная и фатическая функции языка направлены не только на улучшение отношений между членами микроколлектива, но и используются в «репрессивных» целях, оттолкнуть от себя собеседника. Т.е., язык используется не только для взаимных «поглаживаний», но также для «уколов» и «ударов» - выражения угрозы, оскорбления, ругательства и т.д.


Slide 9

2.2.4. Эмоционально-экспрессивная функция выражается в способности человека передавать с помощью языка свои чувства, ощущения, переживания. Она помогает выразить личность говорящего, его настроение и эмоции с помощью интонации и подбора слов. Эта функция реализуется тогда, когда в сообщении прямо выражено субъективно-психологическое отношение адресанта к предмету речи (интонация, междометия, слова с эмоционально-экспрессивной коннотацией и т.п.).


Slide 10

2.2.5. Метаязыковая функция (языковой комментарий) выражается в истолковании языковых фактов с помощью своих собственных языковых средств, т.е. система языка может объяснять саму себя, например, это - определения, толкования и дефиниции научных понятий, объяснение значений слов, непонятных для собеседника.


Slide 11

2.2.6. Эстетическая функция - средство выражения эстетического воздействия на человека (сфера художественной литературы). Она связана с выражением чувства прекрасного, гармонии между содержанием и формой. В рекламе данная функция проявляется через использование образных средств (тропов, фигур экспрессивного синтаксиса), обновление привычного словоупотребления (каламбуры, рифмы). Эстетическая функция в рекламе - звуковая и словесная фактура, т.е. форма рекламного объявления.


Slide 12

2.2.7. Этническая (группообразующая) функция Язык – средство объединяющее некий этнос (народ). Этническая функция помогает сформироваться национальному самосознанию. Этническая функция определяется отношением людей к языку, традициям культуры и национально-языковой политикой. Основополагающим признаком этноса выступает этническое самосознание, его же ярчайшим проявлением становится этноним, т.е. название народа, национальности, племени.


Slide 13

2.2.8. Магическая функция реализуется в особых ситуациях, когда язык наделяется как бы надчеловеческой, «потусторонней» силой. Вера человека, что слово/язык способен повлиять на последующие события. Данная функция связана с религиозными и мистическими верованиями, например, Ни дна тебе, ни покрышки.


Slide 14

Язык не только средство передачи «готовой мысли», но и средство формирования мысли. Выдающийся русский психолог Л.С.Выготский говорил «мысль не просто выражается в слове, мысль в слове совершается».


Slide 15

3. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ (КОГНИТИВНАЯ) ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА Словесная форма мышления – основная. Она служит средством формирования и выражения мыслей. Говорить – значит выражать свои мысли. Мысли формируются с помощью языка. Мыслительную функцию взращивает коммуникативная функция. При формировании мысль опирается на категории и единицы языка. Основная форма мышления - языковая, словесная. Но существуют и другие формы мышления – образная, предметная. Язык – не просто форма, не средство мышления, а скорее, его способ. Сам характер формирования мыслительных единиц и их функционирования в значительной мере зависит именно от языка.


Slide 16

3.1 ПОДФУНКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ 3.1.1. Номинативная (именующая) функция языка выражается в называниях объектов и явлений действительности: они составляют неотъемлемую часть познания. Номинация позволяет «застолбить» явления действительности в словах, которые что-либо называют. Вся та система понятий, которой обладает современный человек, находится в системе названий. Номинативная функция связана с функцией познавательной, т.к. участвует в процессе познания мира. Человек пользуется номинативной функцией избирательно, называя только то, что для него ближе и важнее. Чтобы какой-либо предмет приобрёл своё название в языке, он должен перейти «порог значимости».


Slide 17

3.1.2. Познавательная (аккумулятивная, накопительная) функция служит средством сознания, способствует его деятельности и отражает его результаты. Большая часть знаний того, что приходит к человеку, приходит через язык. Как образуется понятие? Человек наблюдает множество явлений объективной действительности, сравнивает их, выделяет в них различные признаки. Несущественные признаки отбрасываются, существенные остаются. Слово – типичная, нормальная форма существования понятия. Воспитание человека, формирование его внутреннего мира – в этом суть познавательной функции языка.


Slide 18

4. ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (Э. Сепир, Б.Л. Уорф)- структура языка определяет структуру мышления, т.е. человек живёт не столько в мире объективной действительности, сколько в мире языка. Мышление, а значит и познание окружающего мира, определяется конкретным языком. Нет общего для всех объективного познания, потому что человек членит окружающую действительность под влиянием конкретного языка.


Slide 19

Видение Мира относительно, оно зависит от того, на каком языке мы говорим. Носители английского и русского языков по-разному видят мир. Мне не спится I саn’t sleep. Мне кажется It seems to me. Мне не везёт I am not lucky. Язык влияет на мышление, а мышление влияет на язык > Онтогенез: язык => мышление, влияние языка на мышление; Филогенез: мышление => язык, менталитет народа влияет на язык.


Slide 20

5. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЯЗЫКА Социальные параметры, которые учитывает язык: Пол. Существует много языков, которые делятся на мужской и женский языки. Этот параметр есть и в русском, и в сибирских языках. Например, «Ой, какая прелестная сумочка!». Возраст. Языки разных поколений очень отличаются (ваши бабушки, родители и вы). Обычно в функцию старшего поколения входит контроль над языком. Задача молодого поколения вносить инновации в язык. Социальный статус. Мы разговариваем с разными категориями людей по-разному.


Slide 21

6. Язык и мышление. Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи: механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка; механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления; мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно образным).


Slide 22

Материалистическая теория отражения рассматривает язык и мышление в диалектическом единстве. Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности; целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений.


Slide 23

Отличия языка от мышления Мышление 1) отражает действительность; 2) идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности. Язык 1) выражает действительность; 2) материален – все его единицы облечены в звуки. Связь языка и мышления позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.


Slide 24

Литература: Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997. Скибицкая. Социолингвистика. Новосибирск, 2008. С. 22-36. Заскока С.А. Введение в языкознание. Конпект лекций. М.: Приор, 2005.


×

HTML:





Ссылка: