Деепричастие как часть речи.


The Presentation inside:

Slide 0

Деепричастие как часть речи. Почему так названо?


Slide 1

Причастно к Глаголу(от него образуется) Вид Вопрос: что делая? что сделав? Обозначает добавочное действие Возвратность Переходность Зависит от глагола Наречию: Зависит от глагола(«Довесок к сказуемому») Является обстоятельством Не изменяется ни по числам, ни по родам, ни по падежам Отвечает на вопросы Как? Когда? С какой целью?


Slide 2

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное действие, отвечают на вопрос что делая? и образуются с помощью суффиксов а,я: работая, слыша Деепричастия совершенного вида обозначают законченное действие, отвечают на вопрос что сделав? и образуются с помощью суффиксов в, вши, ши: поняв, рассмеявшись, принесши


Slide 3

Правильно употребляй деепричастия. Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу.


Slide 4

Спишите, исправляя ошибки, если они есть. Открыв окно, я залюбовался видом города. Открывая дверь, она громко скрипнула. Мама сидела, откинувшись на спинку стула. Брат, склонив голову набок, что-то писал. Заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш. Возвращаясь домой, шел дождь. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру. Кое-кто из малышей, занявшись рисованием, не хотел идти на обед. Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.


Slide 5

НЕ с деепричастиями. НЕ с деепричастиями пишется раздельно: не зная, не сделав, не разобравшись, не спеша. Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются: недоумевая, негодуя, недомогая, невзлюбив, ненавидя.


Slide 6

Допиши НЕ. …давши слово, крепись, а давши, держись. …зная броду, …суйся в воду. …убив медведя, шкуры …продают. …поглядев на пирог, …говори, что сыт. …поклонясь до земли,грибка…поднимешь. …вытащив невода, рыбою…хвались.


Slide 7

Понятие о деепричастном обороте. Деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом. Ученик, заболев гриппом, не пришел в школу. Сравните: Ученик, заболевший гриппом, не пришел в школу.(причастный оборот)


Slide 8

Заменить причастный оборот деепричастным. Художник, нарисовавший картину, показал ее зрителям. Дети, выкупавшиеся в реке, загорали на солнце. Мальчик, увлекшийся чтением, забыл о еде.


Slide 9

Знаки препинания при деепричастном обороте. 1. Деепричастный оборот и одиночное деепричастие выделяются запятыми независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу. Все жители находились тут же, ожидая самозванца. Увидев меня, он остановился. Возвратясь, он велел подавать свою карету.


Slide 10

2.Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов. С нетерпением ожидал я ответа на письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.


Slide 11

Примечание к правилу. Фразеологические обороты не выделяй запятыми: Сломя голову Засучив рукава.


Slide 12

Расставьте знаки препинания. Чему научится он служа в Петербурге. Отдохнув пустились мы далее. Товарищи заметив его беспокойство ушли. Утром проезжая мимо Казбека увидел я чудное зрелище. Возвратясь домой он бросился не раздеваясь на кровать и крепко заснул. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Идя по шумному городу и чувствуя себя счастливым он напевал. Прокричал пароход и шлепая колесами протащил мимо грузные баржи.


Slide 13

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Войдя в аудиторию, 1) мной была совершена ошибка; 2) профессор поздоровался со студентами; 3) не каждым соблюдается тишина; 4) у нас возникло чувство страха.


Slide 14

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения . 1) у меня затряслись руки; 2) не хочется верить, что это сделал мой товарищ; 3) я долго не мог уснуть; 4) лучше сразу уничтожить эту анонимку. Прочитав подобную клевету


Slide 15

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Отдохнув несколько дней, 1) я вернулся к обычной работе; 2) мною была прочитана книга; 3) часто забываются все дела; 4) у нас появились новые силы.


Slide 16

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Гордо подняв голову, 1) не видится ошибок; 2) у всех возникло чувство обиды; 3) она вышла из комнаты; 4) мною был никто не замечен.


Slide 17

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обучив лошадь всем премудростям выездки, 1) наездника ждет заслуженная награда; 2) создается впечатление, что не всадник управляет конем, а конь- всадником; 3) особенно трудно давался пируэт конем на галопе; 4) можно было выходить на соревнование.


Slide 18

Повторение изученного в разделе «Деепричастие». Расставить знаки препинания в стихотворении Бунина: По лощинам звезды отражая Ямы светят тихою водой. Журавли друг друга окликая Осторожно тянутся гурьбой. А весна в заледеневшей роще Ждет зари дыханье затая.


Slide 19

Раскрыть скобки, расставить знаки препинания. Гром грохотал (не)переставая. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то. В саду за окнами (не)умолкая ни на одну минуту кричали воробьи. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.


Slide 20

Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия. Сомневаться Отдохнуть Снять Принять Кипеть


×

HTML:





Ссылка: