РУССКИЙ ЯЗЫК: Учебник-практикум для старших классов


The Presentation inside:

Slide 0

РУССКИЙ ЯЗЫК: Учебник-практикум для старших классов Авторы: ДЕЙКИНА Алевтина Дмитриевна, ПАХНОВА Татьяна Михайловна. ООО «Издательство «Вербум-М».


Slide 1

Содержание Аннотация к учебному пособию. Отличительные черты. Положительные стороны. Примеры реализации принципов учебного пособия. Методические находки. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении. Реализация деятельностного подхода. Средства для развития творчески способностей учащихся. Автор презентации.


Slide 2

предназначен для уроков русского языка в старших классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, для факультативных занятий, а также для самостоятельной работы старшеклассников при подготовке к вступительным и выпускным экзаменам ставит целью дать целостное представление о всех уровнях современного русского языка и подготовить учащихся к вступительным и выпускным экзаменам. структурно разделен на 10 смысловых частей в соответствии с разделами языка: лексико-фразеологический состав, звуковой строй и произношение, письмо, словообразование и формообразование, морфологические категории, синтаксические строй и т.д. включает 541 упражнение, распределенное по 39 темам; более 180 терминов и понятий; более 100 таблиц и схем. Содержание


Slide 3

компактность, доступность богатый иллюстративный материал освещает вопросы, вызывающие наибольшую сложность позволяет самостоятельно подготовиться к уроку, контрольному занятию, экзамену теоретические сведения закрепляются упражнениями теоретический и практический материал расположен по принципу от простого к сложному Содержание


Slide 4

учебник формируется на основе двух принципов обучение на основе обобщений знаний и способов деятельности изучение взаимосвязанных тем при блоковой подаче материала обзор любой обобщающей темы в системе русского языка комплексная подготовка к ЕГЭ Содержание


Slide 5

Из раздела «Лексика. Фразеология». 168. Прочитайте отрывок из стихотворения. Определите тему, основную мысль. В каких словах текста эта мысль выражена наиболее точно? Приводится стихотворение В. Творогова «Сколько смысла в старинных словах!» Подберите синонимы к словам старинный, молвить. Расскажите о некоторых из слов, которые в словарях имеют пометы (устар.), (уст.). Знакомо ли вам такое – «открытие слова» (как «неизведанные страны»)? Какова стилистическая окраска глагола обрела? Произведите на материале текста разные виды разбора. Подготовьтесь к выразительному чтению. Словарный диктант. Стари..ый, деревя..ый, стекля..ый, серебря..ый, дровя..ой, ледя..ой и др. ЛЮБОЕ ИЗ УПРАЖНЕНИЙ ВКЛЮЧАЕТ: текст для разбора (художественный или публицистический) задания по орфографии и пунктуации задания, связанные с разбором слова: фонетическим, словообразовательным, лексическим, морфологическим задания, направленные на подготовку учащихся к приемам рассуждения творческие задания задания, направленные на комплексный анализ текста задания, направленные на развитие поисковых навыков Содержание


Slide 6

К методическим находкам учебника можно отнести: Формулировки заданий направлены на развитие коммуникативных, творческих и способностей, а также языковой логики учащихся, что не предусмотрено традиционными учебниками. Всегда ли слова одного и того же рода относятся к одному склонению? Какие языковые средства, кроме фонетических создают ощущение света, радости, счастья? Найдите лишнее: былинный, клюквенный, утренний. Каково значение устаревшей части сложных слов досто- в прилагательном достославное? Запишите ряд слов, в состав которых входит досто-. Самостоятельно сформулируйте задания к тексту, направленные на повторение: лексики, морфологии, стилистики, орфографии. 2) В упражнениях в качестве текстов для анализа приводятся научно-публицистические статьи на лингвистические темы, которые расширяют кругозор учащихся 3) Авторы учебника часто приводят статьи из толковых словарей для объяснения незнакомых учащимся слов. Методические находки Содержание


Slide 7

К методическим находкам учебника можно отнести: 4) Некоторые упражнения в начале разделов имеют помету . Это уроки-семинары. Учащимся дается список вопросов, ответы на которые они должны подготовить самостоятельно. Упражнения сопровождаются ссылками на научную литературу. * Подготовьтесь к уроку-семинару на тему «Система русского языка: ее единицы и их иерархия». Основные вопросы: Понятие «система». Единицы языковой системы, их иерархия. Разделы науки о языке. Сложность, красота и гармония языковой системы. В подготовке к семинару используйте книги: Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. – М., 1983; Кондратов А. Формула чуда. – М., 1987; Энциклопедия для детей: Языкознание: Русский язык. – Т. 10. – М., 1998. 5) В качестве иллюстративного материала используются примеры из школьных сочинений. С Содержание


Slide 8

Система заданий в учебнике позволяет педагогу дифференцированно подходить к каждому ученику 1) Задания, обязательные для выполнения, выделены зеленым цветом и рассчитаны на средний уровень учащихся. Запишите первую строфу, указывая имена существительные. Какие из этих слов обозначают конкретные предметы, а какие нет? 2) Предлагаются задания на выбор учащимся или учителю. Какую роль в композиции текста играют восклицательные предложения? 3) * помечены вопросы, упражнения повышенной трудности. * Покажите на примерах связь смысла высказывания, его фонетического и синтаксического строя и пунктуации. 4) Многие задания формулируются с учетом личностных (умственных, психологических, физиологических) особенностей учащихся, предоставляют им свободу выбора и дают возможность учителю подойти дифференцированно к оцениванию задания. - Выпишите из текста слова, которые входят в тематическую группу: «Человек. Портрет. Характеристика». - Выполните одно из заданий по выбору: а) подчеркните грамматические основы; б) произведите разные виды разбора; в) подготовьтесь к письму по памяти. Содержание


Slide 9

Учитель практически на каждом уроке может использовать учебное пособие для формирования коммуникативных навыков у учащихся, к которым относятся публичное выступление, письменная творческая работа, межличностное общение и совместная работа в группах.  Этому способствуют задания… НАПИШИТЕ… Напишите небольшой текст, ответив в нем на вопрос: «Что такое радость познания, связанная с изучением науки о слове, о родном языке?» ПОДТВЕРДИТЕ ПРИМЕРАМИ… Подтвердите примерами главную мысль высказывания лингвиста, опираясь на материал раздела «Система языка» ВЫУЧИТЕ… Выучите стихотворение наизусть, подготовьтесь к письму по памяти ВСПОМНИТЕ… СОГЛАСНЫ… Вспомните, что говорят об этом же другие писатели. Согласны ли вы с их мнением? ПЕРЕСКАЖИТЕ… Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу текста. ДОКАЖИТЕ… Докажите, что это художественный текст. Содержание


Slide 10

Творческие задания сопровождают каждое упражнение Напишите небольшое сочинение, приняв участие в разговоре героев. Учтите опорные слова текста. В каких случаях слова вершина, гора выступают в роли слов-символов? Приведи примеры. Напишите рецензию на сборник стихотворений вашего любимого поэта. Творческая работа. Приходилось ли вам получать впечатления от произведений искусства, неожиданные по силе воздействия? Расскажите об этом. Проверьте свою способность к словотворчеству. Возьмите слово юмор (или другое слово, по вашему выбору) и запишите свои неологизмы. Содержание


Slide 11

Автор презентации: ШАБУРОВА ЯНА ВЛАДИСЛАВОВНА, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории МОУ «Лицей № 83» Приволжского района города Казани. Содержание


×

HTML:





Ссылка: