МАСТЕР-КЛАСС«КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ?»


The Presentation inside:

Slide 0

МАСТЕР-КЛАСС «КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЁНКОМ?»


Slide 1


Slide 2


Slide 3

Число 11-летних школьников, которые ежедневно в будние дни смотрят телевизор 2 и более часов (%) www.hbsc.org Д 73% М 71%


Slide 4

Число 11-летних школьников, которые курят по крайней мере 1 раз в неделю (%) www.hbsc.org Д 4% М 5%


Slide 5

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения Антуан де Сент Экзюпери


Slide 6

Чем не удовлетворены подростки?    Собственной внешностью: ростом, телосложением, формой носа, цветом волос, длиной ресниц и т.д.    Впечатлением, которое они производят на окружающих: хочется выглядеть взрослее и умнее.    Своими способностями: раньше смело мечтали стать космонавтами или дрессировщиками, а теперь надо доказывать всем, в том числе и себе, что хоть на что-то способны.    Взрослыми вообще и своими родителями в частности: “Они нас не понимают; они нам не доверяют”.    Своей семьей: положением родителей в обществе, материальным уровнем, домашними традициями.    Школой: учителями, учебниками, оценками, экзаменами.    Досугом: прежние развлечения не веселят, вечеринки “не удаются”.    Своей комнатой: обставляют и украшают ее самым нелепым образом.    Одеждой, которую покупают им родители: “Может быть, в ваше время это тряпье и носили”.


Slide 7


Slide 8


Slide 9


Slide 10


Slide 11

Переживания учителя - зеркало скрытой эмоциональной проблемы ученика. Если ученик борется за внимание, то у учителя возникает раздражение. Если противостояние воле учителей, то у последнего возникает гнев. Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у учителя - обида. При глубинном переживании учеником своего неблагополучия, учитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.


Slide 12

Психологические барьеры процессе общения учителя с классом -«барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей -«барьер» отсутствия контакта -«барьер» сужения функций общения -«барьер» негативной установки на класс -«барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником -«барьер» несовпадения установок -«барьер» боязни педагогических ошибок -«барьер» подражания


Slide 13

Язык непринятия: 12 барьеров общения. 1. Приказы, команды, указания. Пример: «Сейчас же перестань!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу». 2. Предупреждения, угрозы, предостережения. Пример: «Если ты не прекратишь, я вызову родителей», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя отведу к директору». 3. Мораль, нравоучения, проповеди. Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа».


Slide 14

4. Советы, выдвижение готовых решений. Пример: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться». 5. «Чтение лекции», нотации, логические доводы. Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили!», «Пора бы знать, что…», «Если будешь …, то…» 6. Критика, выговоры, обвинения. Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься», «Опять все сделал не так!» 7. Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипная характеристика, высмеивание. Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй».


Slide 15

8. Догадки, интерпретации, диагнозы. Пример: «Ты просто хочешь отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», «Я вижу тебя насквозь»,  «Я знаю, это все из-за того, что…». 9. Похвала, согласие, выдача положительных оценок. Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!». 10. Успокаивание, сочувствие на словах, уговоры, утешение. Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Это не так трудно, как тебе кажется». 11. Расспрашивание, расследование, допрос. Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!» 12. Отшучивание, уход от разговора с помощью юмора, сарказма, развлекания. Пример: «Ты что, встал не с той ноги?», «Давай вернемся к нашему уроку», «Пустяки, дело житейское».


Slide 16

Язык принятия: что использовать вместо 12 барьеров общения? Принятие другого человека таким, какой он есть, - это важный фактор при установлении взаимоотношений, которые помогут  другому человеку расти и развиваться. Принятие – это плодотворная почва, которая позволяет крошечному семени стать цветком. Принятие дает возможность юному человеку реализовать свой потенциал.


Slide 17

Как установить контакт с учеником? Пассивное слушание или молчание. Молчание – это обладающее большой силой невербальное сообщение, которое способно вселить в ученика уверенность в том, что его принимают и ободрить на все большую откровенность. Действенные ответы, не содержащие сведений. Это невербальные и вербальные сигналы, показывающие, что вы действительно настроены на слушание: кивки головой, наклон вперед, улыбка, сдвижение бровей и др. звуки «угу», «о-о», «да-да», «я понимаю» и др «Отворяющие ключики». Иногда нужно ободрить ребенка, чтобы он начал говорить. Помогут такие фразы: «Ты хотел бы что-то сказать об этом?» «Это интересно, не хочешь ли ты продолжить?» «Чувствуется, что ты очень переживаешь из-за этого» «Не хочешь ли ты рассказать об этом?» «Мне интересно, что ты говоришь». Активное слушание. Когда ребенок расстроен, обижен, огорчен, потерпел неудачу, устал, нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего назвать  его чувство или переживание.


Slide 18

Некоторые важные особенности активного слушания. Во-первых, обязательно повернитесь к ученику лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать. Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным учеником, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы  ваши ответы звучали в утвердительной форме. В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать Пауза помогает ученику разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом. В-четвертых, иногда полезно повторить фразу ученика, немного изменив ее, а потом обозначить чувство.


Slide 19

Положительные результаты активного слушания: Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ученика: разделенное горе, как известно, вдвое меньше. Ученик, убедившись, что учитель готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше: иногда разматывается целый клубок проблем и огорчений. Ученик сам продвигается в решении своей проблемы. Дети сами довольно быстро начинают активно слушать взрослых. Взрослые замечают, что со временем начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, т.е. изменяются сами.


Slide 20

ТЫ-СООБЩЕНИЕ Ну что у тебя за вид! Перестань болтать, ты мне мешаешь! Ты не мог бы сделать музыку потише! Я-СООБЩЕНИЕ Я не люблю, когда дети ходят растрепанные и грязные. Мне трудно вести классный час, когда между собой переговариваются. Меня очень утомляет громкая музыка. ТЫ-СООБЩЕНИЕ воспринимается ребенком как обвинение, критика, угроза. Я-СООБЩЕНИЕ предоставляет возможность детям узнать нас поближе, узнать наши чувства и причину нашего раздражения.


Slide 21

Правило 1. Если ученик вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом. Ни в коем случае не стоит держать отрицательные и сильные чувства в себе, молча переносить обиду, гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Правило 2. Когда вы говорите о своих чувствах, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о его поведении, т.е. используйте Я-СООБЩЕНИЕ.


Slide 22

Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца Смайлс Самюэл


Slide 23

Символическое задание на выявление социального “Я”. Рисуем 8 одинаковых кружков. В кружках распределяем группу знакомых и самого себя. Чем ближе к левому краю кружок с пометкой «Я», тем выше самооценка испытуемого


Slide 24

“Социальная заинтересованность”, т.е. восприятие себя частью группы или отдельным от других. Испытуемому предъявляется лист бумаги с изображением треугольника, вершинами являются кружки, обозначающие других людей. Испытуемый должен разместить кружок, означающий “Я”. Я Если кружок «Я» располагается внутри треугольника, значит испытуемый ощущает себя внутри коллектива значимым и востребованным, и наоборот.


Slide 25

Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать. А когда ребенка часто хвалят - он учится оценивать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться. Когда с ребенком обычно честны - он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким. Когда ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить. А если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым. При частом одобрении ребенка - он начинает всегда хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают, снисходительны - то он учится быть терпеливым. Когда ребенка часто подбадривают, то он учится уверенности в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, то он учится находить в этом мире любовь!


Slide 26

ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ - НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ. - Любить детей. - Стараться как можно больше хорошего знать о детях. - Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают. - Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям. - Уметь прощать. - Уметь смотреть, видеть, слушать и слышать. - Уметь терпеть и ждать. - Искать и находить подход к каждому. - Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно. - Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово. - Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку. - Уметь любую работу делать вместе с учениками. - Уметь быть ласковой со всеми детьми. - Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно. - Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках. - Никогда не жаловаться на детей. - Придумывать все с ними, а не за них. - Петь под их гитару. - Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других. - Никогда не забывать хвалить детей за дело. - Придумать множество самых разнообразных форм поощрения. - Никогда не сравнивать детей. - У вас не должно быть любимчиков. - Искать у каждого ребенка его главные достоинства и развивать их.


Slide 27

Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу. У.Теккерей


×

HTML:





Ссылка: