Московский мониторинг одаренности 2012


The Presentation inside:

Slide 0

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Московский мониторинг одаренности 2012 1


Slide 1

План 1.Цели и задачи мониторинга 2. Основные параметры 3.Этические принципы 4. Выборка 5. Методики 6. Результаты 7. Выводы 2


Slide 2

Московский мониторинг одаренности «Работа по мониторингу ведется в соответствии: с госзаданием МГППУ «Формирование комплексной системы выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных обучающихся» (мероприятие 0302011) с Государственной программой города Москвы. Развитие образования Москвы («Столичное образование» 2012-2016 гг.) .


Slide 3

Цель и задачи Московского мониторинга одаренности Цель работы Выявление одаренных и высокомотивированных детей 3-10 классов. Задачи работы: • Выявление детей с актуальной и потенциальной одаренностью (одаренных и высокомотивированных детей). • Рассмотрение связи одаренности с учебными (успеваемость) и внеучебными достижениями (интеллектуальные состязания и проектно - исследовательская деятельность). • Анализ уровня подготовленности школьных учителей к выявлению интеллектуальных способностей и мотивации саморазвития у школьников


Slide 4

Одаренность Мотивация Достижения 5 Три выявляемых параметра


Slide 5

Одаренность (рабочее понятие) - высокий уровень развития каких – либо способностей. Определялись общие (умственные) способности, являющиеся основой всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка. В мониторинге использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания), и тест «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США). На обе эти методики МГППУ имеет соответствующие юридические права. 6 Выявляемые параметры: одаренность


Slide 6

Выявляемые параметры. Мотивация. Выявлялась мотивация саморазвития - деятельная потребность ребенка, направленная на рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Указанная мотивация в благоприятных для развития условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную (актуальную) одаренность. Мотивация саморазвития включает два показателя: потребностную сферу (познавательная потребность и потребность в сложности) и характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ.


Slide 7

Выявляемые параметры. Достижения. Учебные достижения: средняя успеваемость по основным предметам Внеучебные ( внешние) достижения: интеллектуальные состязания (результаты олимпиад и конкурсов) и проектно- исследовательская деятельность   8


Slide 8

Этические принципы проведения Московского мониторинга одаренности 1.Все личные данные учащихся собираются , анализируются и хранятся только в закодированном виде. 2.В индивидуальном порядке обсуждаются только положительные результаты, отрицательные результаты рассматриваются во всех случаях как неопределенные. 3.Термин «одаренный ребенок» условен и не может широко использоваться в школе в силу ряда причин: неравномерность развития наличие разных типов одаренности (в том числе « скрытых» для школы) факт сниженной обучаемости у определенной части творческих детей


Slide 9

Выборка : общие сведения Основания для создания выборки: Территориальное расположение школы (10 округов); Тип образовательного учреждения. Выборка общеобразовательных школ – 60 школ. Эта выборка является репрезентативной для средних общеобразовательных учреждений Москвы. Количество обследованных детей - 8917 человек Выборка специализированных школ. 3 школы. Это- специализированные школы, где работа с одаренными детьми прямо включена в задачи школы. Классы. В Московском мониторинге принимали участие школьники 3-10 классов . 10


Slide 10

ВЫБОРКА: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 45 СОШ 7 школ с углубленным изучением предметов 4 центра образования 2 гимназии 1 школа с этнокультурным компонентом 1 интернат 11


Slide 11

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОДАРЕННОСТИ АВРОРА Трехкомпонентная теория интеллекта, ведущего к успеху, (Р. Стернберг, 1997) Способности: - аналитические - творческие - практические


Slide 12

ТЕСТОВАЯ БАТАРЕЯ АВРОРА-G Aurora-g Аналогии Классификация Последова-тельность Изображения Слова Числа Способности Сфера


Slide 13

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СПОСОБНОСТЕЙ СИЛЬНЫЕ стороны учащегося


Slide 14

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО 15


Slide 15

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Slide 16

Результаты по Авроре (1) I. Документация по стандартизации тестовых модулей Аврора-а и Аврора-g (МГППУ, Yale University, ©): нормы для учащихся г. Москвы для соответствующих возрастных групп; информация о психометрических свойствах (внутренняя согласованность шкал, взаимосвязи между ними, предсказательная валидность); информация о психометрических свойствах заданий методик (уровень сложности, дискриминативности, анализ качества дистракторов). 17


Slide 17

РЕЗУЛЬТАТЫ ПО АВРОРЕ (2) II. Аналитические материалы Взаимосвязь способностей с показателями академической успеваемости Возрастная динамика Количественная оценка доли учащихся г. Москвы, обладающих индивидуально-психологическим потенциалом к высоким интеллектуальным достижениям. Сопоставление уровня способностей учащихся школ повышенного уровня (N=403) и остальных учащихся (N=5 298) 18


Slide 18

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ: РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА Г. МОСКВЫ И ВЫБОРКА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ 19


Slide 19

20 СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 1-ая оценка


Slide 20

21 СКОЛЬКО ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ? 2-ая оценка


Slide 21

Интеллект. Тест Равена. Тест Равена Тестирование групповое. Первые 20 минут – обязательны для всех (с регистрацией каждым испытуемым проделанного объема работы). Дальнейшее продолжение работы над тестом – по личному желанию каждого учащегося. Начало выполнения теста – общее для всех . Время окончания работы регистрируется отдельно для каждого испытуемого 22


Slide 22

Методики. Мотивация. . Параметры мотивации саморазвития 1. «Потребность в саморазвитии» характеризует, что именно любит делать ребенок в школе и дома в ситуациях свободного выбора, и включает: «познавательную потребность» «потребность в сложности интеллектуальной деятельности». 2. «Активность саморазвития» характеризует активность ребенка в направлении собственного развития и включает характеристики школьной и внешкольной активности, инициированной самим учеником. Методика выявления мотивации саморазвития разработана Городским ресурсным центром одаренности МГППУ. 23


Slide 23

Методики. Достижения школьников. В учебной деятельности высчитывалась средняя успеваемость по 8 предметам за 2 года: Математика Физика Биология История Иностранный язык Литература Русский язык Компьютерные технологии Во внеучебной деятельности ( в том числе и в -. проектно- исследовательской деятельности) результаты олимпиад и конкурсов за 2 года 24


Slide 24

Результаты. Количество школьников, участвовавших в Московском мониторинге ( 24 школы) 25


Slide 25

Результаты : количество одаренных и высокомотивированных детей ( по 24 школам ) 26


Slide 26

Связь одаренности и результатов интеллектуальных состязаний (на олимпиадах) 27


Slide 27

Связь одаренности и успеваемости 28


Slide 28

Результаты. Связь мотивации с успеваемостью учащихся. 29


Slide 29

РЕЗУЛЬТАТЫ. ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ВЫБОРКЕ ШКОЛ 30


Slide 30

Результаты. Соответствие учительских оценок и данных выявления одаренности 31


Slide 31

Результаты. . Соответствие учительских оценок мотивации и данных обследования 32


Slide 32

Вывод 1. В каждой школе общей выборки были выявлены актуально одарённые и потенциально одаренные (высокомотивированные) дети. В среднем их общее количество по разным тестам составляет примерно 10 %. Это означает, что каждая школа должна разрабатывать и применять специальные стратегии работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. 33


Slide 33

Вывод 2. В специализированных школах количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. Анализ показывает, что такое превышение связано не столько с наличием конкурсного отбора, сколько с использованием эффективных образовательных стратегий обучения и развития детей. 34


Slide 34

Вывод 3. Только треть одаренных школьников имеет победы на так называемых интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Иначе говоря, эти состязания выявляют лишь небольшую часть детей. Необходимо использовать специальные методы выявления одаренных и высокомотивированных детей, в частности, интеллектуальные тесты и соответствующие психологические методики. 35


Slide 35

Вывод 4. Обнаружена умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью . При этом треть одаренных и высокомотивированных детей имеет низкую успеваемость по основным школьным предметам. Успеваемость, таким образом, не может служить характеристикой развития способностей и (или) мотивации развития школьников. 36


Slide 36

Вывод 5. Только 40% учителей достаточно адекватно оценивает имеющиеся (наличные) интеллектуальные способности детей и мотивацию саморазвития у своих учеников. Необходима специальная подготовка администраторов школы и учителей для организации эффективной системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми. 37


Slide 37

Общий вывод Необходима организация особой системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми в каждой школе. 38


×

HTML:





Ссылка: