Строение системы синхронного словообразования


The Presentation inside:

Slide 0

1 Строение системы синхронного словообразования © Все права защищены. 17-май-17


Slide 1

17-май-17 2 План Специфика словообразования (СО) как особой системы языка Производное слово Словообразовательная пара Словообразовательный тип (СТ) Словообразовательная категория (СК) Словообразовательная цепь Словообразовательная парадигма (СП) Словообразовательное гнездо (СГ)


Slide 2

17-май-17 3 Цели Обучающая -сформулировать представление о системе синхронного СО Развивающая -Развивать умение работать с различными источниками информации - Учить осознанно структуру производного слова Воспитательная: -Способствовать формированию целостного представления о синхронном СО


Slide 3

17-май-17 4 Задачи: - Обобщить знания о ФО и СО - Раскрыть особенности строения систем СО - Показать взаимосвязь с другими языковыми уровнями


Slide 4

17-май-17 5 СО как особая система языка Словообразование (СО) представляет собой особую систему языка, cпецифика которой определяется ее местом в языковой системе: 17-май-17


Slide 5

17-май-17 6 СО как особая система языка 1) СО служит созданию номинативных единиц языка и обусловлено лексической системой ограничение из-за омонимии: пилотка, штукатурка, электричка, машинистка как название профессий; занятость данного «семантического места»: слон слониха слоненок, кот кошка котенок, боров-свинья-поросенок, петух-курица- цыпленок, собака-щенок, лошадь -жеребенок, овца -ягненок. а) б) но:


Slide 6

17-май-17 7 СО как особая система языка 2) СО связано с морфологией, т.к. каждое производное слово создается как слово определенной части речи, характеризуемое определенными грамматическими значениями. Использование многих суффиксов характеризуется морфологическими свойствами основ (-тель, -ух, и др). Используются те же средства, что и при образовании словоформ приставки, суффикса и др.


Slide 7

17-май-17 8 СО как особая система языка Словарный состав русского языка делится на 2 неравные части. Одну часть составляют непроизводные слова около 18 тыс., другую - производные около 126 тыс., т.е на одно непроизводное приходится 7 производных. (По данным «Словообразовательнго словаря русского языка» А.Н. Тихонова ( М.,85)).


Slide 8

17-май-17 9 СО как особая система языка Основной единицей СО является производное слово, ибо оно представляет собой тот конечный результат, ради которого и происходит акт словообразования. Производное слово состоит из простейших (внутрисловных) единиц (морфем) и входит в единицы более сложные – комплексные.


Slide 9

17-май-17 10 Комплексными единицами словообразования являются: Словообразовательная пара Словообразовательный тип (СТ) Словообразовательная категория (СК) Словообразовательная цепь Словообразовательная парадигма (СП) Словообразовательное гнездо (СГ)


Slide 10

17-май-17 11 СО как особая система языка Комплексные единицы словообразования формируются противопоставлениями разного рода: соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но однотипных по способу образования 1, 4, 5, 6, 2, 3 .


Slide 11

17-май-17 12 Словообразовательная пара ( простейшая из них ) соотношение производной и производящей основ: белый белить, регулировать регулировщик, пенсионер пенсионерка.


Slide 12

17-май-17 13 Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип (СТ): телята телятник гусятник


Slide 13

17-май-17 14 Cловообразовательный тип схема строения, формула производных слов, учитывающая 4 единства (признака):


Slide 14

17-май-17 15 часть речи производящей основы словообразовательный формант способ словообразования словообразовательное значение


Slide 15

17-май-17 16 Например: суп - супница салат - салатница сахар - сахарница сухарь - сухарница селедка - селедочница соус - соусница


Slide 16

17-май-17 17 Словообразовательная категория (более абстрактная чем СТ) -формируется совокупностью словообразовательных типов, объединенных деривационным значением в отвлечении от формальных средств его выражения


Slide 17

17-май-17 18 Словообразовательная категория Так, СО категория – «производитель действия, названного производящей основой»: Отправитель, получатель; борец, творец; бегун, прыгун; сортировщик, нормировщик.


Slide 18

17-май-17 19 Словообразовательная категория «орудие действия» -выпрямитель, усилитель; мешалка, сеялка, веялка. Каждая часть речи обладает своим набором СО типов.


Slide 19

17-май-17 20 Словообразовательная цепь (цепочка)     ряды однокоренных производных слов, выстроенных так, что каждая предыдущая единица является производящей для последующей:     старый стар I еть у II стареть устаре III лый устарел IV ость


Slide 20

17-май-17 21 Словообразовательная цепочка Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности, они выявляют ступенчатый характер русского СО. От одной производящей основы могут быть образованы однокоренные не только последовательно, но и одновременно, радиально.


Slide 21

17-май-17 22 Радиальная словообразовательная цепь (цепочка) ручка рученька ручонка ручища ручной наручный Рука


Slide 22

17-май-17 23 Радиальная словообразовательная цепь (цепочка) водица водяной водный подводный Не только отношения последовательной производности, но и совместной производности (кодеривации). Вода


Slide 23

17-май-17 24 Словообразовательная парадигма совокупность производных, имеющих одну и ту же основу и находящиеся на 1 ступени производства, называют СО парадигмой ( ср. морфологическая парадигма). В отличие от морфологической парадигмы, которая объединяет словоформы одного слова, СО парадигма объединяет разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слова, служащие производящей основой.


Slide 24

17-май-17 25 В русском языке СО парадигмы могут быть разветвленными и включать в себя до 10 и более членов: Белый Беленький Белющий, ср. краснущий, Белизна Беляк Белок Белуха Белянка Бельё* Белеть Белить Бело Добела Пребелый


Slide 25

17-май-17 26 Словообразовательные парадигмы различаются у слов разных частей речи: субстантивные, адъективные, глагольные, наречные


Slide 26

17-май-17 27 Словообразовательная парадигма Существует асимметрия между означаемым и означающим: одно и то же деривационное значение может быть выражено с помощью разных аффиксов. Например, значение «признак в отвлечении от носителя» может быть выражено с помощью суффиксов – ость, - изн(а), - от(а), - ев / - ева и …O (синь) (для морфологии характерно большее единообразие в выражении того или иного ГЗ; мы можем предсказать формы косвенных падежей, зная форму И.п., и т. д).


Slide 27

17-май-17 28 Словообразовательная парадигма Чтобы абстрагироваться от «капризов» лексики и узуса, от многообразия средств выражения одного и того же СО значения, вводится понятие типовая СО парадигма, которую получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений.


Slide 28

17-май-17 29 Словообразовательное гнездо (СГ) - самая крупная, сложная, многочленная единица, включающая составные части - СО цепи и парадигмы. Это иерархическая организация, упорядоченная совокупность всех родственных слов, связанная отношениями производности, базового слова.


Slide 29

17-май-17 30 Словообразовательное гнездо СГ имеет строго определенную структуру, каждое слово в гнезде занимает строго определенное место. В основе строения гнезда лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим.


Slide 30

17-май-17 31 Например: заготовщик заготовить заготовление готовить подготовить заготовитель готовенький отготовить заготовительный готово сготовить заготавливать готовность поготовить заготовка приготовить изготовить 17-май-17 Готовый


Slide 31

17-май-17 32 Минимальное СО гнездо Минимальное гнездо = 2 слова, то есть совпадает со СО парой. В русском языке есть гнезда, содержащие более (звать, земля), около (ломать),около (нести). Судя по «СО словарю русского языка» А.Н.Тихонов (М.,85) в русском языке 12.621 гнездо, в них 142.840 производных. Только 5.497 являются одиночными, то есть не дают производных (бум, вдруг…) 100 слов 300 500


Slide 32

17-май-17 33 Опорные слова Производное слово Словообразовательная пара Словообразовательный тип (СТ) Словообразовательная категория (СК) Словообразовательная цепь Словообразовательная парадигма (СП) Словообразовательное гнездо (СГ)


Slide 33

17-май-17 34 Вопросы Какова специфика СО как особого раздела науки о языке? Что является основной единицей СО и почему? Из каких простейших единиц состоит производное слово? Комплексными единицами (СО) являются…? Какая из комплексных единиц является простейшей? Какие признаки вошли в понятие словообразовательного типа ? Что такое СО категория? Что представляет собой словообразовательная цепочка? Что такое СО парадигма? Какая из комплексных единиц является самой крупной?


Slide 34

17-май-17 35 Тесты


Slide 35

17-май-17 Л.Р. Шафигуллин ( 201-R) 36 Данный проект подготовлен под информационным руководством доцента О.В.Шевцовой Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: