«Путешествие в страну фразеологизмов»


The Presentation inside:

Slide 0

«Путешествие в страну фразеологизмов» Автономова Эльза Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вутабосинская СОШ» Канашского района Чувашской Республики


Slide 1

Цели: Обобщить полученные знания по фразеологизмам. Добиться осмысленного самостоятельного использования учениками фразеологических оборотов в устной и письменной речи. Закрепить знания о синонимичности фразеологических оборотов отдельным словам и словосочетаниям. Узнать историю происхождения некоторых фразеологизмов


Slide 2

Замените фразеологические обороты словами-синонимами В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся ; кожа да кости


Slide 3

Замените данные слова фразеологическими синонимами Неожиданно, рядом , рано, испугаться , оплошать.


Slide 4

Фразеологический зверинец. . Голоден как… Нем как… Хитер как… Грязный как… Труслив как.. . Упрям как… Здоров как… Болтлив как… Изворотлив как… Колючий как… Надут как…


Slide 5

Прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты.


Slide 6


Slide 7

"Ни пуха ни пера!» Определите, где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в переносном смысле. Объясните происхождение и смысл фразеологизма.


Slide 8

«Кто больше?» За определенное время (но не больше 10 минут) каждый из играющих на листке бумаги должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.


Slide 9

«С ног до головы» — Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес? Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! — Да, ведет он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет руки распускать! — Спору нет — горячая голова! Но уж если мы с ним на свою голову сошлись, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.


Slide 10

Загадки-складки «Доскажите словечко» не разольешь поперек волочили ноги медвежью услугу. кто по дрова вянут


Slide 11

В три колонки Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.


Slide 12

Физкультминутка -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь - руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову.


Slide 13

Антонимы — синонимы Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огни да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы да на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.


Slide 14

«Ни-ни!» Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни»


Slide 15

Рисунки-подсказки


Slide 16

Рисунки-подсказки


Slide 17

Что это? а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. в) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит


Slide 18

«Одинаковые слова» Предлагаем вам несколько фразеологических оборотов со одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их и составьте предложения. а) ... об ... Из ... вон плохо. Сбыть с … Мастер на все ... Сидеть сложа…Золотые ... 6) ... нитками шито. Среди ... дня. Сказка про ... бычка. Черным по ... написано. в) Как в ... канул. Толочь ... в ступе. Решетом ... черпать. Тише ... ниже травы. Много ... утекло. Выйти сухим из ... г) ... на лоб лезут. ... на мокром месте. ... разбежались. Выплакать все ... Смотреть во все ... В ... рябит. Как бельмо на ... Не в бровь, а в ... д) Не ... в обиду. ... себя знать. ... маху. ... слово. Как пить ... Не ... спуску. Ни ... ни взять. е) ... век. ... дно. ... осень. ... руки. Сулить ... горы. ... мастер.


Slide 19

Как об этом говорят? О том, кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. О кротком и безобидном человеке. Об излишней вежливости. О болтливом человеке. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.


Slide 20

Попались на удочку Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим — пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке. — Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, — растерялись мы. — Вот пустомеля, — возмутился дед, — все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. — Ничего, ребятишки, — успокоил нас дед, — со мной пойдете. И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была — ни в сказке сказать, ,ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.


×

HTML:





Ссылка: