СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


The Presentation inside:

Slide 0

1 СОЗДАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Кафедра теории и практики управления образованием Разработчики: Максимова С.А.,д.ф.н., профессор, Целикова В.В,ст.преподаватель


Slide 1

2 ФГОС как система требований


Slide 2

3 Образовательный результат ФГОС: Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности Традиционный взгляд: Сумма прочных, качественных знаний


Slide 3

4 Требования к образовательному результату Портрет выпускника начальной школы Патриот.Уважающий ценности семьи и общества. Любознательный,активный,мотивированный. Умеющий учиться. Ответственный, самостоятельный. меющий сотрудничать и уважать других людей. Личностные результаты: Система ценностных ориентаций Интересы Мотивация Толерантность Метапредметные результаты: Способы деятельности, применимые в образовательной деятельности и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты: Знания Умения Опыт


Slide 4

5 Метапредметные результаты освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, овладение межпредметными понятиями.


Slide 5

6 Универсальные учебные действия УУД – умение учиться: сознательное и активное присвоение нового социального опыта УУД –совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений. УУД- надпредметный, метапредметный характер действий


Slide 6

7 Функции универсальных учебных действий Самостоятельная организация учащимися своей деятельности (учебной и внеучебной) Установка на непрерывное образование Формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области Формирование психологических способностей учащихся в контексте усвоения учебного содержания Целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащихся Преемственность всех ступеней образовательного процесса


Slide 7

8 Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные общеучебные логические решение проблем Коммуникативные


Slide 8

9 Регулятивные универсальные учебные действия Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; Оценка — выделение и осознание (рефлексия)обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.


Slide 9

10 Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные универсальные действия поиск, сбор, обработки, анализ, организация, передача и интерпретация информации, структурирование знаний знаково-символическое моделирование - преобразование объекта из чувственной форма в модель, где выделены существенные характеристики объекта, (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область смысловое чтение выстраивание речевых высказываний и составление текстов в устной и письменной формах выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий


Slide 10

11 Познавательные универсальные учебные действия Логические универсальные действия анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) синтез- составление целого из частей, в т.ч. самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов классификация объектов подведение под понятие, выведение следствий установление причинно- следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблем постановка и формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем, в т.ч. творческого и поискового характера


Slide 11

12 Коммуникативные универсальные учебные действия Владение монологической и диалогической формами речи, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, готовность конструктивно разрешать конфликты Умение сотрудничать: определять общую цель, пути ее достижения; распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Slide 12

13 Учебное сотрудничество Учебное сотрудничество – это взаимодействие учителя и учеников в поиске необходимых знаний и способов действий Цели учебного сотрудничества: Обеспечение позитивной эмоционально-психологической обстановки на уроке и во внеурочное время Развитие ребенка как субъекта деятельности Формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми


Slide 13

14 Показатели: регулятивные УУД


Slide 14

15 Показатели: познавательные УУД Общеучебные УУД


Slide 15

16 Показатели: познавательные УУД Логические УУД Решение проблем


Slide 16

17 Показатели: коммуникативные УУД


Slide 17

18 Метапредметность как подход 1. Мыследеятельностная педагогика – Горомыко Ю.В. Основное понятие- метапредмет 2. Дидактическая эвристика — теория креативного обучения, научная школа Хуторского А.В. Основное понятие – учебный метапредмет. 3. Метепредметные результаты освоения основной образовательной программы – Асмолов А.Г. Основное понятие – универсальные учебные действия


Slide 18

19 Элементы предметного и метапредметного урока


Slide 19

20 Элементы предметного и метапредметного урока


Slide 20

21 Элементы предметного и метапредметного урока


Slide 21

22 Элементы предметного и метапредметного урока


Slide 22

23 Метапредметный урок


Slide 23

24 Метапредметный урок


Slide 24

25 Метапредметный урок


Slide 25

26 Метапредметный урок


Slide 26

27 Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика Ученик - субъект учебной деятельности Учитель– субъект, сопровождающий ученика в учебной деятельности Самостоятельно ищет и собирает информацию Обрабатывает, исследует и анализирует информацию Представляет информацию Участвует в групповой экспертизе информации Направляет в поиске источников информации Создает условия для исследования и анализа информации Оценивает результат по принятым критериям Создает условия для самовыражения ученика (способы,формы методы) Со-организует учащихся Взаимодействие учителя и ученика


Slide 27

28 Действия учителя


Slide 28

29 Действия учителя


Slide 29

30 Проблемы учителя 1. Недостаточно точное понимание целей, задач и функций универсальных учебных действий 2. Трудности при освоении принципиально нового инструментально-методического обеспечения метапредметных результатов освоения ООП 3.Невладение самим педагогом универсальными действиями 4. Трудности в реализации новой системы оценки планируемых метапредметных результатов 5. Психологическая неготовность учителя следовать принципу сопровождения учащегося в образовании, радиционный подход в позиционировании учителя – «учитель единственный источник информации» 6. Страх перед нововведениями, инертность педагогического мышления, установка на старые, проверенные формы.


Slide 30

31 Универсальные профессиональные компетенции учителя 1.Организационные. Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю, коррекции деятельности. Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха; умение организовать процесс рефлексии на уроке. 2.Интеллектуальные Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением в деятельности ученика Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке. Способность выделять и решать профессиональные проблемы, способность применять приемы проблематизации в учебном процессе. 3. Коммуникативные Навыки учебного сотрудничества и эффективной совместной профессиональной деятельности Речевая и коммуникативная культура


Slide 31

32 Требования ФГОС к подготовке педагогов Критерии: уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения: квалификационные характеристики по соответствующей должности квалификационная категория непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения: дополнительные профессиональные образовательные программы - 72 часов каждые пять лет методическая поддержка, оперативные консультации по вопросам реализации основной образовательной программы


Slide 32

33 Система подготовки педагогов Идея: Непрерывность образования педагогов Элементы: Категории педагогов Содержание программ подготовки Формы, методы подготовки Ресурсы для подготовки Связи между элементами Способы управления элементами Результативность подготовки


Slide 33

34 Алгоритм подготовки педагогов


Slide 34

Категории педагогов Психологическая готовность Высокий уровень Низкий уровень Профессиональная готовность Высокий уровень Успешные: могу и хотят: -Мотивированы, новация представляет личностную ценность -Успешны в освоении образовательных технологий на основе личных убеждений, глубокого осмысления теоретических основ, опыта реальных ситуаций. Пассивные: могут, но не хотят: -Могут применять новые технологии в своей деятельности, но это зависит от формы стимулирования -Изменения воспринимают как необходимость Активные: хотят, но не могут: -Позитивно относятся к изменениям, новация представляет личностную ценность -Дублируют новые подходы в своей деятельности без теоретического их осмысления, не умеют их творчески перерабатывать Инертные: не хотят и не могут; -Используют старые формы и методы деятельности, имитируют процесс внедрения нового Не мотивированы на изменения, действуют только по требованию руководства


Slide 35

36 Способы выявления потребностей Формализованная диагностика затруднений педагогов: опрос, анкетирование 2. Индивидуальное собеседования с педагогами 3. Анализ посещения уроков 4. Анализ результатов аттестации, обучения педагогов 5.Самоанализ своих затруднений самими педагогами 6. Прямое обращение педагога за помощью в обучении


Slide 36

37 Опросник выявления потребностей 2. Причины , из-за которых учитель не владеет технологиями 3. Какие формы подготовки предпочтительнее для педагога 4. Какие условия необходимы учителю для осуществления подготовки


Slide 37

38 Виды непрерывного образования 1. Формальное образование: подготовка педагогов и руководителей во внешней среде (НИРО, АПКиППРО и т.п.) завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата 2.Неформальное образование: подготовка педагогов и руководителей во внутренней среде (методическая работа в ОУ или других организациях) диплом или аттестат не предусмотрены 3.Информальное образование: индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь человека самоподготовка: план самообразования педагога с контролем за результатами диплом или аттестат не предусмотрены


Slide 38

39 Направления подготовки По целевым установкам: Поддерживающее, обеспечивающе функционирование обучение Развивающее обучение 2. По формам организации: 2.1.Внешнее обучение: по программам внешних организаций, методических служб проводят обучение специалисты и преподаватели внешних организаций, методических служб предполагает выезд из ОУ, обучение на территории внешних организаций 2.2.Внутришкольное обучение: по программам, разработанным в ОУ проводят обучение методисты ОУ, приглашенные в ОУ специалисты и преподаватели внешних организаций, методических служб педагоги и руководители ОУ (образовательная среда) обучение в ОУ, в районе


Slide 39

40 Оптимальность выбора между внешней и внутренней подготовкой


Slide 40

41 Оптимальность выбора между внешней и внутренней подготовкой


Slide 41

42 Оптимальность выбора между внешней и внутренней подготовкой


Slide 42

43 Внутренняя подготовка Цель: обеспечение профессиональной и психологической готовности педагогов к внедрению требований ФГОС по формированию УУД у учащихся Направления: 1. Методическое сопровождение: диагностика профессиональных педагогических проблем, информационный поиск и планирование путей решения проблем помощь на этапе реализации, консультации, взаимодействие педагога и методиста. 2. Методическое обеспечение: методические средства: необходимая информация, учебно-методические комплексы и т.п. совместная работа методиста и педагога (коллектива) по созданию, апробации внедрению методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия); информирование, просвещение и обучение кадров.


Slide 43

44 Формы методической работы 1. Обучающие семинары, практикумы, 2. Социально-психологические тренинги и психолого-педагогические семинары 3. Деловые игры 4. Проблемные. творческие группы 5. Индивидуальное наставничество 6. Педагогические мастерские 7. Открытые уроки, внеклассные мероприятия 8. Мастер-классы 9. Индивидуальный план самоподготовки ( тематический, многопрофильный), результаты выполнения - в творческом отчете, в выступлении на методическом совете, обобщение опыта и др. 10. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности 11. Самоанализ и самооценка - обучение в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям. 12. Супервизии - взаимопосещение уроков с последующим анализом


Slide 44

45 Ресурсное обеспечение подготовки 1. Людские: Уровень компетенций руководителей ОУ: управленческих интеллектуальных коммуникативных Ответственные за проведение подготовки 2. Информационные: Наличие банка современных образовательных технологий, передового педагогического опыта, педагогических кадров Наличие информации о программах обучения во внешней среде 2. Временные Планирование сроков и регламентов подготовки 3. Финансовые Бюджетные и внебюджетные средства 4. Административно-организационные Распределение функционала по обеспечению подготовки педагогов 5. Материально-технические Помещения, оборудование для подготовки


Slide 45

Планирование подготовки ЗАДАЧИ РЕСУРСЫ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СРОКИ ЛЮДСКИЕ: Ответственные, участники Другие ресурсы Цель:


Slide 46

47 Результат подготовки 1. Результаты программ подготовки Количество(процент) педагогов: прошедших обучение на курсах, связанных с УУД охваченных методической работой по теме УУД 2. Результаты внедрения, освоения Владение образовательными технологиями формирования УУД в учебном процессе Положительная динамика универсальных профессиональных компетенций педагогов 3. Результаты обучения, воспитания Сформированные у учащихся УУД


Slide 47

48 Способы управления системой Уровни управления Директор: обеспечение ресурсов для проведения подготовки (финансовые, материально-технические, административные Заместитель директора: организация процесса подготовки (информационное, методическое) Педагоги: участие в процессе подготовки, самоподготовка Инструменты управления 1. Индивидуальный подход в организации подготовки в зависимости от категории учителей: категория «Инертные»: разработать четкие рекомендации и контролировать выполнение категория «Пассивные»: повышать мотивацию, включая в творческие группы, разрабатывая с ними варианты внедрения УУД категория «Активные»: подготовка в любой форме категория «Успешные»:самоподготовка (индивидуальный план) и привлечение как методистов к подготовке других педагогов 2. Методы и способы стимулирования (материального и нематериального) развития универсальных профессиональных компетенций педагогов. 3. Диагностика внедрения универсальных профессиональных компетенций и обратная связь педагогам (рефлексия, оценка,) по результатам внедрения.


×

HTML:





Ссылка: