Структурные элементы занятия


The Presentation inside:

Slide 0

Структурные элементы занятия


Slide 1

Организационный момент Дидактическая задача этапа Подготовить студентов к работе на занятии, определить цели и задачи занятия. Содержание этапа Взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния аудиторного помещения; проверка подготовленности студентов к занятию; организация внимания и внутренней готовности. Условия достижения положительных результатов Требовательность, сдержанность, собранность преподавателя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.


Slide 2

Организационный момент 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия. Кратковременность организационного момента; полная готовность группы к работе; быстрое включение студентов в деловой ритм; организация внимания всех студентов. 5. Требования к реализации дидактической задачи занятия Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности студентов, ее целенаправленность. 6. Способы активизации на занятие Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности группы к работе. 7. Ошибки, допускаемые при реализации Нет единства требований к студентам; не стимулируется их познавательная активность


Slide 3

Проверка домашнего задания 1.Дидактическая задача этапа Установить правильность и осознанность выполнения всеми студентами домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженных пробелы знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки. 2. Содержание этапа Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты. 3. Условия достижения положительных результатов Оперативность преподавателя, целевая направленность его деятельности; использование преподавателем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства студентов группы.


Slide 4

Проверка домашнего задания 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия.  Возможность преподавателя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства студентов и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного студентами на дом. 5. Требования. Оптимальность опроса среди других этапов занятия, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий. 6. Способы активизации на занятии. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания студентам. 7. Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие занятий и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей студентов и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий


Slide 5

Проверка знаний, умений и навыков. . 1.Дидактическая задача этапа Глубоко и всесторонне проверить знания студентов; выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и всю группу к овладению рациональными приемами учения и самообразования. 2. Содержание этапа Проверка различными методами объёма и качества усвоения материала; проверка характера мышления студентов; проверка степени сформированности умений и навыков; комментирование отчетов студентов; оценка знаний, умений и навыков. 3. Условия достижения положительных результатов Использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 минут получить ответы всей группы на 10-20 вопросов. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех студентов к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой студентами на данном этапе.


Slide 6

Проверка знаний, умений и навыков. . 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия Проверка преподавателем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов студентов, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыков, и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных студентов. 5. Требования к знаниям, умениям и навыкам. Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности студентов. Привлечение студентов к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа 6. Ошибки, допускаемые при проверке знаний, умений и навыков. Слабая активизация студентов в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок


Slide 7

Подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала . 1.Дидактическая задача этапа Организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов 2. Содержание этапа Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед студентами учебной проблемы 3. Условия достижения положительных результатов Предварительная формулировка преподавателем цели, оценка значимости для студентов нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение преподавателя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать студентам, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть. Вариативность приемов сообщения студентам цели на различных занятиях. 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия Активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание студентами практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах занятия)


Slide 8

Усвоение новых знаний . 1. Дидактическая задача этапа Дать студентам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения студентами способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие знания, умения и навыки. 2. Содержание этапа Организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала студентами. 3. Условия достижения положительных результатов Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания студентов. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед студентами проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний студентов; словарная работа


Slide 9

Усвоение новых знаний . 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы студентов в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения студентами новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний студентов на последующих этапах обучения 5. Требования Четкая постановка перед студентами задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала 6.Способы активизации на занятии Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности. 7. Ошибки, допускаемые при реализации Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным. Используется недоступный для студентов уровень изложения.


Slide 10

Первичная проверка понимания студентами нового материала . 1.Дидактическая задача этапа Установить, усвоили или нет студенты связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы 2. Содержание этапа Проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. 3. Условия достижения положительных результатов Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности студентов; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение преподавателя к группе с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ студента, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании студентов нового материала 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия Преподаватель спрашивает «средних» и «слабых» студентов, группа привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки преподаватель добивается устранения пробелов в понимании студентами нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством «слабых» и «средних» студентов.


Slide 11

Закрепление нового материала . 1.Дидактическая задача этапа Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу 2. Содержание этапа Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний. 3. Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия Умение студентов соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность студентов.


Slide 12

Закрепление нового материала . 5. Требования к её реализации Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность студентов при этом. Оказание студентам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий 6. Способы активизации на занятии Разнообразие заданий, их практическая направленность 7. Ошибки, допускаемые при реализации Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главном.


Slide 13

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению . 1.Дидактическая задача этапа Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы 2. Содержание этапа Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания студентами содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов занятия. 3. Условия достижения положительных результатов Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах занятия; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения 4. Показатели выполнения дидактической задачи занятия. Правильное выполнение домашнего задания всеми студентами.


Slide 14

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению . 5. Требования к ее реализации дидактической задачи занятия Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию 6. Способы активизации на уроке Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов) 7. Ошибки, допускаемые при реализации Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения


Slide 15

Подведение итогов урока . 1.Дидактическая задача этапа Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее 2. Содержание этапа Самооценка и оценка работы группы и отдельных студентов. Аргументация выставленных отметок, замечания по занятию, предложения о возможных изменениях на последующих занятиях. 3. Условия достижения положительных результатов Четкость, лаконичность, максимум участия студентов в оценке своей работы 4. Требования Адекватность самооценки студентов и оценки преподавателя. Осознание студентами значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей 5.Дополнительная активизация Использование алгоритма оценки работы группы, преподавателя и отдельных студентов. Стимуляция высказывания личного мнения о занятии и способах работы на нем. 6. Ошибки «Скомканность» этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения


×

HTML:





Ссылка: