Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся. МОУ МСОШ № 1, 2009


The Presentation inside:

Slide 0

Формирование, развитие и мониторинг ключевых компетенций учащихся. МОУ МСОШ № 1, 2009


Slide 1

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА: Создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.


Slide 2

ОСНОВНЫе ЗАДАЧИ обобщение опыта учителя по определенной проблеме; передача учителем-мастером своего опыта; совместная отработка методических приемов; оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования


Slide 3

Я.А.Коменский Альфой и омегой школы должно быть изыскание метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха.


Slide 4

Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.


Slide 5

Главные задачи создание условий для самостоятельной деятельности учащихся. создание условий для приобретения школьниками первоначального опыта по реализации компетенций через моделирование практических ситуаций.


Slide 6

компетентность Компетенция ЗУН + способы деятельности планирование; самоорганизация; самоконтроль; самокоррекция; самооценка; самостоятельный выбор; самообразование; самоопределение; рефлексия + =


Slide 7

Компетентность - способность человека преобразовывать свои знания в профессиональные действия (умения, навыки), которые обеспечивают стабильно высокие результаты деятельности и позволяют достигать поставленные цели


Slide 8

Умения Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но в изменившихся условиях.


Slide 9

Умения Это особая деятельность, основным содержанием которой является согласованная система умственных и практических действий, направленных на достижение ясно осознанной цели. И еще, умение это знание в действии.


Slide 10

Пути формирования ОУУН Проектный метод Исследовательская деятельность Проблемно-диалогические технологии Тренинг учебных умений Компетентностный подход


Slide 11

Тренинговый подход Умение - это приобретенное в опыте мастерство, готовность и способность человека быстро и легко находить приемы решения проблемы.


Slide 12

Деятельностный подход Учебные умения – конкретные практические или мыслительные цепочки операций (микродействий), которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени.


Slide 13

Классификация общеучебных умений Умения организовать свою деятельность (организационные умения) Умения работать с информацией (информационные умения) Умения результативно мыслить (интеллектуальные умения) Умения общаться и взаимодействовать с людьми (коммуникативные умения) Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор (оценочные умения)


Slide 14

Организационные умения Составлять план действий Осуществлять действия по реализации плана Определять и формулировать цель деятельности Соотносить результат деятельности с целью


Slide 15

Интеллектуальные умения Ориентироваться в системе знаний Уметь делать предварительный отбор информации Добывать новые знания из различных источников Уметь перерабатывать полученную информацию Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую


Slide 16

Коммуникативные умения Уметь донести свою позицию до другого Уметь понять другие позиции Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды


Slide 17

Оценочные умения Оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм и ценностей Объяснять свои оценки, точку зрения, позиции Самоопределяться в системе ценностей Действовать и поступать в соответствии со своей системой ценностей и отвечать за свои поступки


Slide 18

Умения и рефлексия На основе  рефлексии у младшего подростка формируются умения и навыки, подросток уже способен осмысливать цели, собственные действия, способы их осуществления.


Slide 19

Приемы формирования умения Делятся на: приемы, предназначенные для осознания цели учебной деятельности; приемы, выводящие на определение условий деятельности, а также на поиск оптимальных способов и средств ее программирования; приемы, направляющие на оценку своей деятельности и выводящие на поиск способов коррекции; приемы, стимулирующие учащихся к рефлексии учебной деятельности.


Slide 20

элементы содержания образования Опыт познавательной деятельности: результат – знания. Опыт осуществления известных способов деятельности: результат – умение действовать по образцу. Опыт творческой деятельности: результат – готовность принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, действовать в измененных, приближенных к жизненным. Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений: результат – личностные ориентации и приращения.


Slide 21

технология деятельности учителя Выделить узкопредметные умения и навыки, формируемые в рамках данного курса (согласно учебной программе). Определить какие общеучебные умения лежат в основе успешного выполнения предметных умений и навыков, обеспечивают их усвоение. Выделить в полученном перечне группу общеучебных умений, формирование которых может быть обеспечено средствами данного курса. Определить, освоение какого личностно значимого опыта обеспечивает учащимся владение данными общеучебными умениями, овладению какими компетенциями способствует. Спланировать виды деятельности, формы представления результатов работы, подобрать соответствующее содержание заданий, сформулировать к ним задачи, вопросы. Осуществить мониторинг овладения общеучебными умениями и компетенциями.


Slide 22

Подход к планированию урока не от содержания – к деятельности (от учителя: мне надо рассказать и я это сделаю так-то…), а от деятельности – к содержанию (от ученика: чему может научиться ученик, какими умениями, навыками, способами деятельности овладеть, как презентовать себя, реализовать свои ресурсы, интересы, и провести это через содержание).


Slide 23

в качестве самоконтроля учителю 1.Что приобретает учащийся, освоив данный курс, раздел, тему? - Что будет знать после урока? - Что он будет уметь делать в специально организованной учебной ситуации на уроке? - Что он сможет сделать в ситуации неопределенности, в жизни, какие самостоятельные действия способен совершить с использованием учебного материала? 2. Какие средства универсальны и эффективны в достижении этого результата? - Какое предметное содержание выбрать? - Какие виды работ спланировать? - Какие формы работы организовать? Какие формы контроля предпочесть? 3. Каковы критерии оценки проявленного умения, выполненного действия? Каковы показатели оценки?


Slide 24

ТЕМА


Slide 25

два ведущих ориентира знания как факт владения информацией умения и навыки как возможность актуализировать знания в жизненной ситуации, т.е. стать компетентным.


Slide 26

мониторинг ключевых компетенций


Slide 27

Творческая личность Под творческой личностью понимается индивид, который:  а) имеет установку на осуществление творческой деятельности, готовность к творческой деятельности и  б) умеет ее осуществлять, то есть владеет средствами и способами ее осуществления и имеет опыт их использования в процессе собственной творческой деятельности.


Slide 28

Творческая личность Для того чтобы индивид стал творческой личностью, у него должно быть сформировано определенное мировоззрение, характерологические особенности, ценностные ориентации, в которых творчество стоит на высоком месте в иерархии ценностей, он должен быть обучен средствам и способам осуществления творческой деятельности и иметь опыт их успешного применения в своей жизненной практике.


Slide 29

Творческая деятельность Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца, а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. – ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п., и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует).


Slide 30

Творческая деятельность Деятельность индивида будет нетворческой, репродуктивной, если он использует в данной, конкретной ситуации, "переносит" в данную, конкретную ситуацию способ, норму, алгоритм деятельности, реализуемые в ситуациях данного типа; и деятельность будет творческой, если она является результатом рефлексии над опытом осуществления принципиально иных видов деятельности, нежели та деятельность, которую осуществляет в данный момент индивид.


Slide 31

Рефлектирующий человек Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.) перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем, он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире, он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего, себя-действующего на себя-рефлексирующего, на основания, средства и способы этой своей деятельности, на основания, средства и способы этой своей рефлексии над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида.


×

HTML:





Ссылка: