Социальная адаптация молодежи


The Presentation inside:

Slide 0

Социальная адаптация молодежи Работу выполнила Фадеева Елена 4 курс ОРМ


Slide 1

План: Определение Стадии Представления о социальной адаптации в различных психологических школах


Slide 2

Социальная адаптация — это: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса. "Молодежь" возрастные границы от 14 лет до 35 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.


Slide 3

Социальная адаптация — это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: • адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; • адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; • изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других


Slide 4

Стадии адаптации личности в новой социальной среде: начальная стадия 2) стадия терпимости 3) аккомодация 4) ассимиляция


Slide 5

Представления о социальной адаптации в различных психологических школах Психоаналитическое понимание адаптации - 3. Фрейд, Г. Гартман, Гуманистическое направление - А. Маслоу, Интеракционистская концепция- Л. Филипс, Т. Шибутани, О. И. Зотова и И. К. Кряжева


Slide 6

Психоаналитическое понимание адаптации 3. Фрейд, заложил основы теории адаптации, о структуре психической сферы лично­сти, выделяются три инстанции: инстинкты Ид, система иитериоризованной морали Суперэго рациональные познавательные процессы Эго.


Slide 7

Психоаналитическое понимание адаптации


Slide 8

Основные прототипические ситуации, по Фрейду, порождающие тревожность: 1. Потеря желаемого объекта (например, ребенок, лишенный родителей, близко­го друга или любимого зверька). 2. Потеря любви (потеря любви и невозможность завоевать вновь любовь или одобрение кого-то, кто много для вас значит). 3. Потеря личности (себя) — потеря «лица», публичное осмеяние. 4. Потеря любви к себе (Суперэго порицает действия или черты характера, что кончается чувством вины или ненавистью к себе).


Slide 9

Формула адаптации в психоаналитической концепции


Slide 10

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации выдвигает положе­ние об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Цель адаптации -достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть про­цесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно опи­сать формулой: конфликт—фрустрация—акт приспособления.


Slide 11

Конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции По А. Маслоу, конструктивные реакции: направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.


Slide 12

Адаптация и дезадаптация Адаптация наступает при достиже­нии оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных ре­акций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.


Slide 13

Формула адаптации в когнитивной психологии личности


Slide 14

Попытки снятия или уменьшения когнитивного диссонанса • попытки опровергнуть поступившую информацию; • смена собственных установок, изменение картины мира; • поиск дополнительной информации с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.


Slide 15

Интеракционистская концепция -эффективная адаптация личности, при достижения которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.


Slide 16

Интеракционистская концепция типы ответов на воздействия среды по Л. Филипсу- Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встре­чается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность, установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. Гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя на­правление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стрем­лений.


Slide 17

типы адаптационного процесса: • тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социаль­ную среду; • тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценност­ных ориентации группы.


Slide 18

Процесс социальной адаптации представляет собой единство следующих стадий: 1) Адаптационный шок. 2) Мобилизация адаптационных ресурсов. 3) Ответ на «вызов среды»


Slide 19

Механизмы осуществления технологии социальной адаптации 1) Психические механизмы. 2) Социально-психологические механизмы 3) Социальные механизмы .


Slide 20

Формы адаптационного поведения. 1) Конформизм 2) Инновация 3) Ритуализм 4) Ретритизм 5) Радикализм


Slide 21

Виды социальной адаптации


Slide 22

социальная адаптация зависимости от статуса субъекта


Slide 23

Алгоритм социальной адаптации 1) Диагностический 2) Формирующий 3) Обучающий 4) Реализующий 5) Итоговый


Slide 24

Виды адаптации


Slide 25

Введенные Селье понятия В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия «стресс» -это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах «адаптационный синдром»-это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия


Slide 26

признаками эффективной адаптированности 1) адаптированность в сфере внеличностной, социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается ком??тентности и мастерства.(в качестве объективных показателей ус??шной адаптированности, чаще всего используются квалифицированный уровень работника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, в качестве субъективных - удовлетворенность трудом /учебой и различными ее ас??ктами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы /учебы или жительства.) 2) адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.


Slide 27

структурные уровни адаптации а) общество (макросреда); б) социальная группа (микросреда); в) сам индивидуум (внутриличностная адаптация).


Slide 28

Молодежь Молодежь - это особая социально-демографическая группа, ??реживающая ??риод становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе


Slide 29

факторы социологического определения «молодежь» - возрастные границы и социально-психологические особенности. - с??цифику социального статуса, социально-культурное поведение. - процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.


Slide 30

Проблемы социальной адаптации молодёжи Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных социально-культурных.


Slide 31

Проблемы социальной адаптации молодёжи Негативные проявления: -олодежная среда становится опасной криминогенной зоной Нарастают неблагоприятные тенденции, - омоложение преступности, -усиление ее группового характера -растет число «женских» преступлений


Slide 32

«жертва социализации». -в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. - неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев.


Slide 33


Slide 34

Этапы социализации молодежи Адаптация – длиться с рождения до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности. Индивидуализация – приходится на подростковый период. Это выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией». Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям своего социума. Если нет, возможны два варианта: агрессивное противостояние обществу и


Slide 35

Этапы социализации молодежи Изменение себя в сторону конформизма. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.


Slide 36

Факторы, влияющие на социализацию молодежи мегафакторы – экология планеты, влияние космоса – те факторы, которые в той или иной степени влияют на всех жителей Земли; макрофакторы – совокупность факторов, влияющих на социализацию людей, проживающих в конкретной стране; мезофакторы – промежуточные факторы, влияние которых определяется принадлежностью людей к субкультурам, регионам проживания.


Slide 37

Основные подходы к периодизации социализации этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой


Slide 38

Психоаналитическое понимание адаптации Содержание Ид почти целиком бессозна­тельно; оно включает как психические формы, которые никогда не были сознательными, так и материал, ока­завшийся неприемлемым для сознания. «Забытый» ма­териал продолжает обладать силой действия, которая вышла из-под сознательного контроля. Эго развивается из Ид; эта структура находится в контакте с внешней ре­альностью и контролирует и модулирует импульсы Ид. Суперэго развивается из Эго. Независимо от побужде­ний Ид и независимо от Эго Суперэго оценивает, огра­ничивает, запрещает и судит сознательную деятельность.


×

HTML:





Ссылка: