Мозг – самое сложное, что есть во Вселенной Татьяна ЧерниговскаяСанкт-Петербург


The Presentation inside:

Slide 0

Мозг – самое сложное, что есть во Вселенной Татьяна Черниговская Санкт-Петербург Trainings EXPO 2010


Slide 1

Что мы знаем о мозге? Что такое сознание? Как устроена память? Что нужно учитывать, чтобы эффективно обучать взрослых людей? Куда движется наука в изучении мозга?


Slide 2

2500 ВС - Edwin Smith Surgical Papyrus Описаны 26 случаев повреждений мозга и варианты терапии 2000 ВС датируются черепа с свидетельствами трепанации, которая делалась бронзовыми инструментами и ножами, изготовленными из вулканического стекла. Это - цивилизация ДО инков (Южная Америка). Трепанация производилась не только с некими магическими целями, но идля лечения различных психических заболеваний, эпилепсии


Slide 3

Пропускаю много событий на этом пути (Аристотеля, Галлена и т.д.). 1664 - Thomas Willis пишет первую, вероятно, монографию об анатомии и физиологии мозга. Описаны функции corpus striatum, corpus callosum, cerebellum и полушарий. Willis пишет даже, что ментальные и двигательные функции обеспечиваются разными структурами. 1808 - Джозеф Галль с его картами мозга(френология)


Slide 4

Наше сознание и обеспечивающая его память организованы парадоксально


Slide 5


Slide 6

Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства – речь, то поэзия – высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения... Это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали, данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания (Иосиф Бродский. Книга интервью. М., 2008. с. 721)


Slide 7

1012 - trillion neurons in the Human Brain 1015 quadrillion synaptic connections Что мы знаем о мозге?


Slide 8


Slide 9


Slide 10

Glia


Slide 11

Tanacytes and glia cells constitute a net around neurons


Slide 12

Neurons and glia


Slide 13

fMCI is a functional imaging technique with multicell loading of calcium fluorophores, it has unique advantages, including: i) recording en masse from hundreds of neurons in a wide area, ii) single-cell resolution, iii) identifiable location of neurons, and iv) detection of non-active neurons. In hyppocampal area - 2000 frames per second Yuji IKEGAYA,Laboratory of Chemical Pharmacology,Graduate School of Pharmaceutical Sciences, The University of Tokyo. raw movie ?F/F movie


Slide 14

Что такое сознание? Ветер....


Slide 15

Подсознание.....


Slide 16

Как устроена память?


Slide 17

Наше сознание и обеспечивающая его память организованы парадоксально


Slide 18

- Способность получать, хранить и извлекать информацию с помощью нервной системы Что даёт нам хорошая память? С этим рождаются или это можно развить? Что будем считать памятью?


Slide 19

Материальным выражением памяти является изменение эффективности связей между элементами нейронной сети Память – не коробка с фактами, картинками или текстами. Это не «библиотека», а процесс, всегда новый Память обеспечивается работой миллионов клеток, всегда разных Молекулярные механизмы общие у нас, и у дрожжей, но в них ли дело… Не ящики, а процессы !


Slide 20

Мы – это то, что мы помним Мы – это то, как мы себя идентифицируем Мы – это то, как мы размещаем себя в объективном времени и в пространстве Мы – это наше собственное время и способность удерживать в сознании (?) индивидуальную временную ось, «узнавать» себя, несмотря на все происходящие перемены


Slide 21

Может ли быть часть памяти избирательно сохранна при амнезии? Осознанность-неосознанность запомненного Память и интеллект Память и эмоции Память и стресс Имплицитная и эксплицитная память Декларативная и процедурная Одна ли у нас память?


Slide 22

Есть ли специфичные для нашего вида гены? Есть ли ген языка? Мышления? Памяти?


Slide 23

Нарушения гена FOXB1 приводит к драматическому ухудшению оперативной памяти.Это может, например, проявиться в дислексии. Есть гены, которые включаются только тогда, когда запоминаются важные вещи и надолго (о пользе интеллектуальной жизни…) Парциальность памяти: высокий IQ и грубейшие нарушения распознавания образов избирательная амнезия. Неосознаваемая память о пользе незначительного стресса для запоминания Гены....


Slide 24

Ещё один «ген языка» (2009г) ? FOХP2 уже был (2002)… Ген KIAA0319 имеет прямое отношение к дислексии Но является ли он при этом геном языка – вопрос открытый…


Slide 25

Mabel L. Rice , Shelley D. Smith and J. Gayan Convergent genetic linkage and associations to language, speech and reading measures in families of probands with Specific Language Impairment // J. of Neurodevelopmental Disorders 2009 Сandidate gene loci for Reading Disability (RD) on chromosomes 1p36, 3p12-q13, 6p22, and 15q21, and the speech-language candidate region on 7q31 in a sample of 322 participants ascertained for Specific Language Impairment (SLI).


Slide 26

Человека отличает от других существ уникальное свойство, а именно — так называемая выносная (внешняя) память, способность вынести накопленные знания за пределы индивидуального мозга. Именно благодаря этому произошла культурная и социальная эволюция, которая идет невероятными темпами и привела к значительному изменению численности человечества.


Slide 27


Slide 28

Что нужно учитывать, чтобы эффективно обучать взрослых людей? - Организацию памяти - Когнитивные стили - Мотивацию и эмоции


Slide 29

Куда движется наука в изучении мозга? Каковы свойства отдельных нейронов? Как возможно осуществлять так много параллельных процессов в нейронной сети?


Slide 30

Каковы свойства Темной материи мозга (глии)? Зачем её так много? Как мозг обеспечивает креативность, понимание, озарение?... Есть ли у нас свобода воли? Hard-wired?!....... Осознаны ли человечеством опасности (нейроэтика)?


Slide 31

Можно моделировать и тем самым проверять механизмы высших функций?… R.Penrose: Моделировать невозможно: не всё в мозгу - вычисления Под «невычислимостью» подразумевается принципиальная невозможность вычислений, которые даже если выходят за рамки существующих или вообразимых компьютеров, или имеющихся в нашем распоряжении вычислительных методов, формально все равно остаются «вычислениями». По Пенроузу- а)  «интеллект» требует «понимания» и б)  «понимание» требует «осознания» Что это – мы не знаем!


Slide 32

Что умеет единица (нейрон)?... Что делают они все вместе, если не вычисляют?... Проявления понимания невозможно достоверно моделировать посредством каких угодно вычислений — ни нисходящего, ни восходящего типа, ни любой из их комбинаций. Таким образом, за реализацию присущей человеку способности к «пониманию» должна отвечать какая-то невычислительная деятельность мозга или разума. Т. е. нам нужна новая теория!


Slide 33

Sir Roger Penrose Физики пытаются объяснить сознание, а значит и процессы в мозге квантовыми аномалиями, говорят о том, что квантовые законы, возможно, могут быть применимы и к макромиру…. Предлагают перейти к квантовой когнитивной науке – считают, что это может разорвать порочный круг редукционизма и дуализма. Нельзя заниматься сознанием,говорят они, не имея полного представления о «веществе» мира, ибо загадки сознания неразрывны с представлениями о материи.


Slide 34

Synthia J. Craig Venter has successfully created a living organism with a completely synthetic genome. May 20, 2010


Slide 35

Eve, please meet Synthia ! It's life, but not as we know it Daily Telegraph 21 May 2010


Slide 36

Спасибо за понимание!


×

HTML:





Ссылка: