Урок конференция«О теореме Пифагора и способах её доказательств»


The Presentation inside:

Slide 0

Урок конференция «О теореме Пифагора и способах её доказательств»


Slide 1

Цели: 1) Доказать теорему Пифагора несколькими способами; добиться понимания поставленной задачи, учить объяснять выполненное решение; 2) Создать условие для развития умения выстраивания логические цепочки, учить думать, высказывать своё мнение; 3) Познакомить с жизнедеятельностью Пифагора, воспитывать гордость за полученные знания, прививать интерес к исследованиям, истории математики.


Slide 2

Историческая справка За тысячелетие за Пифагора (VI в. до н. э.) было известно утверждение: «Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах». Заслуга Пифагора является открытие доказательства этой теоремы. Доказательство самого Пифагора до нас не дошло. В настоящее время имеется свыше 150 различных доказательств этой теоремы. За восемь веков до нашей эры теорема Пифагора была хорошо известна индийцам под названием «Правило верёвки» и использовалось ими для построения алтарей, которые, согласно Священному писанью, должны иметь строгую геометрическую форму, ориентированную относительно четырёх сторон горизонта. Верёвочный треугольник со сторонами равными 3, 4 , 5 («египетский треугольник»), образовывался веревками, натянутыми на колышки, воткнутые в землю в вершинах треугольника. Отсюда и название древних землемеров. В практике при построении прямого угла треугольник со сторонами 3, 4 , 5 известен был уже в глубокой древности египтянам и другим народам Востока, такие пропорции археологи находят и в размерах тесаных плит пирамиды Хефрена, и в царской комнате пирамиды Хеопса. Раньше теорема Пифагора называлась «магистром математики», потому что вместо экзамена математике студент должен был принести присягу, что читал установленное число глав «Начал» Евклида. Фактически никто не прочитывал больше первой книги (главы) «Начал». Поэтому последняя теорема первой книги (теорема Пифагора) носила название «магистра математики».


Slide 3

«Пифагоровы штаны во все стороны равны» Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.


Slide 4

Теорема Пифагора и способы ее доказательства


Slide 5

Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин его катетов.


Slide 6

c2 = a2 + b2 a b c


Slide 7

Аддитивный метод Этот вид доказательства основан на разложении квадратов, построенных на катетах, на фигуры, из которых можно сложить квадрат, построенный на гипотенузе.


Slide 8


Slide 9

Индийский Способ Доказательства


Slide 10

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов


Slide 11

Рассмотрим прямоугольный треугольник с катетами a, b и гипотенузой c. Докажем, что с2 = a2+ b2


Slide 12

Достроим треугольник до квадрата со стороной a + b так, как показано на рисунке. Площадь этого квадрата равна (a + b)2 . С другой стороны, этот квадрат составлен из четырёх равных прямоугольных треугольников , площадь каждого из которых равна 1/2 аb , и квадрата со стороной с, поэтому: S=4 · 1/2 а b +с2=2аb+с2 . Таким образом , (a + b)? = 2аb+с? , a?+2ab+b? =2ab+c?, откуда с2 =а2 +b2 .


Slide 13

Доказательство Бхаскары


Slide 14

Дано: ABDE – квадрат ABC – прямоугольный треугольник DK ? BC EL ? DK AM ? EL BC = DK = a AC = b AB = c Доказать: c2 = a2 + b2


Slide 15

Доказательство: 1) ?ABC = ?BDK = ?DEL = = ?AME (по стороне и 2-ум углам, прилежащим к ней) 2) => AM = BC = DK = EL = = a и AC = DL =EM = BK = = b 3) из п.2 => KL = LM = CM = = CK = a – b


Slide 16

4) S?ABC = ? ab 5) SKLMC = (a – b)2 6) SABDE = c2 7) из п.4, 5 и 6 => c2 = 4 ? ? ab + (a – b)2 c2 = 2ab + b2 – 2ab + a2 c2 = a2 + b2


Slide 17

Доказательство Гарфилда


Slide 18

Пусть BA=b; AС=а; BС=с Строим прямоугольный треугольник CED так, чтобы точка Е лежала на луче АС, СЕ=b, DE=a, а точки B и D расположены по одну сторону от прямой АС. ?CED= ?BAC по 2-м катетам


Slide 19

BAED-прямоугольная трапеция BA AE; DE AE; BA ll DE Т.к АB>DE, то стороны BD и AE не параллельны.


Slide 20

?BCD-прямоугольный т.к <BCD=90o, потому что: <BCD=180-(<2+<3); в прямоугольном ?ВАС выполняется неравенство <1+<2=900. <1=<3, то <2+<3=900 Значит <BCD=1800-900= 900


Slide 21

SBAED= SBAC +SCED+SBCD SBAED=?·ba+?·ba+?·c? С другой стороны: SBAED=?(a+b)·(a+b) Приравняем правые части последних двух равенств, получим: ?·(a+b)? = ba+?·c?; a?+b?+2ab = 2ab+c?; a?+b? = c?.


Slide 22

Доказательство Эвклида


Slide 23

Пусть АВС – прямоугольный треугольник, а BDEA, AFGC и BCKH – квадраты, построенные на его катетах и гипотенузе. Требуется доказать, что сумма площадей двух первых квадратов равна площади третьего квадрата.


Slide 24

Проведем отрезок АМ (перпендикулярный ВС). Тогда квадрат ВСКН разделится на 2 прямоугольника: BLMH и LCKM. Докажем, что они равны квадратам BDEA и AFGC соответственно.


Slide 25

Проведем вспомогательные прямые DC и AH. Рассмотрим два треугольника, закрашенные на чертеже. ? DCB, имеющий основание BD, общее с квадратом BDЕА, а высоту CN, равную высоте АВ этого квадрата, равновелик половине квадрата.


Slide 26

? АВН, имеющий основание ВН, общее с прямоугольником BLMH, и высоту AP, равную высоте BL этого прямоугольника, равновелик половине его.


Slide 27

Сравнивая ? DCB и ? АВН, находим, что у них BD=ВА и BС= ВН (как стороны квадрата). Кроме того <DBC=<ABH, так как каждый из этих углов состоит из общей части — ABC и прямого угла. Значит, треугольники АВН и BDC равны.


Slide 28

Следовательно прямоугольник BLMH равновелик квадрату BDEA. Соединив точки G с B и A с K, точно так же доказывается, что прямоугольник LCKM равновелик квадрату AFGC. Таким образом квадрат ВСКН равновелик сумме квадратов BDEA и AFGC. Значит сумма квадратов катетов равна гипотенузы, что и требовалось доказать.


Slide 29

Индийская задача о тополе На берегу рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его составлял. Запомни теперь, что в том месте река Лишь в четыре фута была широка. Верхушка склонилась у края реки, Осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи, У тополя как велика высота.


Slide 30

4 фута 3 фута


Slide 31

4 фута 3 фута 1 фут=30,5 см.


Slide 32

Решение индийской задачи о тополе Из условия задачи следует, что отломившееся часть ствола является гипотенузой прямоугольного треугольника, катеты которого 3 и 4 фута образованы высотой оставшейся части ствола и шириной реки. Поэтому длинна упавшей части ствола – 5 футов, а высота всего дерева 8 футов.


Slide 33

Задача о лотосе Над озером тихим С полфута размером Высился лотоса цвет. Он рос одиноко, И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет Боле цветка над водой. Нашел же рыбак его Ранней весною В двух футах от места, где рос. Итак предложу я вопрос: Как озеро вода здесь глубока?


Slide 34

А В С


Slide 35

Решение задачи о лотосе Цветок лотоса возвышался над уровнем озера на полфута. Порыв ветра отклонил его стебель, и цветок оказался на уровне воды в двух футах от прежнего места. Задачу можно рассматривать как требование найти катет прямоугольного треугольника, длинна которого – подводный отрезок стебля, второй катет равен двум футам, а гипотенуза – отрезок, длинна которого равна всей длине стебля. Итак, глубину озера, равную длине подводной части стебля (отрезок АВ), обозначим через x, тогда гипотенуза АС будет х+1/2, отрезок ВС – 2 фута. Составим уравнение:  


Slide 36

Задача птица у реки На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной – 30 локтей, другой – 20 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Расстояние между основаниями пальм – 50 локтей. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывающую на поверхность воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?


Slide 37

В С А х 50-х 20 30


Slide 38

Решение задачи птица у реки Из схематического чертежа, пользуясь теоремой Пифагора, устанавливаем: АВ2=302+х2, АС2=202+(50-х)2. Но АВ=АС, так как обе птицы пролетели эти расстояния за одно и тоже время. Поэтому 302+х2=202+(50-х)2; х=20. Ответ: рыба появилась в 20 локтях от той пальмы, высота которой 30 локтей.


Slide 39

Проект разработали учащиеся 8 «Б» класса. Руководитель проекта: Давыдова Елена Александровна 2013


×

HTML:





Ссылка: