Развитие познавательного общения младших школьников на уроках окружающего мира


The Presentation inside:

Slide 0

Развитие познавательного общения младших школьников на уроках окружающего мира Из опыта работы Левченко Зои Николаевны, учителя начальных классов МОУ «Головчинская СОШ с У ИОП» Грайворонского района


Slide 1

« Педагоги с давних пор выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания и «учение активное» - посредством собственного опыта» К.Д.Ушинский


Slide 2

-активное изучение учащимися окружающей действительности, в процессе которого ребёнок приобретает знания, познаёт законы окружающего мира и учится взаимодействовать с ним. Познавательное общение


Slide 3

Формы организации детского общения на уроке: коллективное обсуждение прочитанного, увиденного, услышанного; диспут; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры и пр.


Slide 4

Непременным условием активизации познавательного общения является дидактическая игра. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра–это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.


Slide 5

Дидактическая игра выполняет несколько функций: обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор); ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).


Slide 6

Игры проводятся на различных этапах урока: организационный момент, сообщение темы и целей урока (речевые разминки, диалоги, кроссворды, загадки, ребусы); при проверка домашнего задания (игра-лото, диалоги, графический диктант или тестовые задания); изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.); физкультминутка (имитация движения того или иного животного); закрепление изученного (игры-поручения, экскурсии, игры-поиски).


Slide 7

Дидактические игры на уроках окружающего мира


Slide 8

Речевая разминка Какой сегодня день недели? Какая вчера была погода? Почему на зиму деревья сбрасывают листья? Какие птичьи тайны открывает листопад? Почему бывают морозные узоры на окнах? Кто меняет шубу два раза в год?


Slide 9

Диалог Диалог – это тоже интересное и важное упражнение для речевой разминки. Разыгрывание диалогов животных и растений, диалогов неодушевленных предметов нужно проводить систематически, вовлекая в диалог 2-3 ученика, тем самым создавая ситуацию успеха для каждого ребенка. Очень нравится детям домашнее задание, когда нужно найти рисунок по заданной теме и подобрать к нему как можно больше вопросов.


Slide 10

Познавательные игры Они требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться, развивают внимание, зрительную память. «Найди деревья и кустарники по листьям» « Наблюдателен ли ты?».


Slide 11

Экскурсии На экскурсии учитель делит детей на группы, каждой показывает по одному- два растения и предлагает поискать такие же. Найденные растения дети рассматривают, сравнивают и устно описывают. «Узнай животное или растение по описанию». «Узнай растение по запаху или на ощупь». «Кто больше знает?»


Slide 12

Речевая логическая задача "Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю" (ель, сосна) "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (дерево) «Среди зеленого поля серебристые зерна лежат» (роса) "И тонок и долог, а сядет - в траве не видать" (дождь) "Вокруг носа вьется, а в руки не дается" (ветер).


Slide 13

Он всюду - в поле и в саду, Но в дом не попадет. Но никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь) Мухи белые летели, На дворы, на крыши сели. Не сочтете белых мух, Что летают словно пух. (Снежинки) Телятки гладки Привязаны к грядке. (Огурцы) Растет зеленый кустик, Дотронешься - укусит. (Крапива) Загадки


Slide 14

Текстовые загадки О каком месяце года рассказывает юный наблюдатель? "Оживает заснувшая за зиму природа. Зима сдается не сразу. Часто оттепель и звонкая капель сменяются морозом, метелью. Световой день равен ночи. Первые горячие лучи солнца будят жизненные силы деревьев и кустарников. Это месяц семейных забот. У большинства зверей появились или появляются детеныши. Почти каждый день несет новость. В природе все меняется на глазах.» (О марте.)


Slide 15

Проблемные вопросы 1. Соединить высказывания, противоположные по смыслу: Повесить нос. Ни зги не видно. Чуть свет. Жить как кошка с собакой. Светло как днем. Держать нос морковкой. Жить душа в душу. На ночь глядя.


Slide 16

Продолжи пословицы Не имей сто рублей, а … Любишь кататься… По одёжке встречают… по уму провожают. имей сто друзей. люби и саночки возить .


Slide 17

Вопросы-тесты это еще один из видов логических задач. Это игры типа « Поле чудес», «Что, где, когда?» . Проводить тесты желательно после изученной программной темы. Например: тема «Животные – живые существа». 1. Какая птица умело подражает голосам других птиц? а) кукушка; б) скворец; в) соловей.


Slide 18

2. Кто из насекомых считается самым прожорливым хищником? а) муравей; б) бабочка; в) стрекоза


Slide 19

кроссворды 1 2 3 4 с н е г о в и к м о р о з л ё д з и м а 1.Меня все растили Из снега слепили Холодный, большой – Кто я такой? 2. Без рук рисует, Без зубов кусает. 3. Прозрачен как стекло, А не вставишь в окно? 4. Кто, угадай-ка, седая хозяйка Тряхнёт перинки - над миром пушинки? - Какое ключевое слово получилось?


Slide 20

Шарады - это загадки, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей, Каждая часть его является самостоятельным словом. Первое нота, второе - тоже, А целое на горох похоже. (Фа - соль) Мой первый слог в линейках нотных, Два остальных - ищите у животных. А целое соединит всегда Деревни, села, города. (До-рога)


Slide 21

Метаграммы - это загадки, в которых из заданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово. Как инструмент меня ты ценишь В искусной плотничьей руке, Но если "д" на "б" мне сменишь, Во мне утонешь, как в реке. (Долото - болото) Я - сибирская река, Широка и глубока. Букву "е" на "у" смени - Стану спутником Земли. (Лена - Луна)


Slide 22

Тетрадь для занимательного материала


Slide 23

Календари природы


Slide 24

Выставка рисунков


Slide 25

Мини – сочинения Хорошо в зимний день на улице. Можно поиграть в снежки с мальчишками. А мы с девочками решили слепить снеговика. Мальчики стали нам помогать. Красивый снеговик у нас получился! Коробейник Алина 1 «В» класс


Slide 26

Сравнение познавательной деятельности на уроке


Slide 27

Список литературы Мир вокруг нас. А.А.Плешаков М.:Просвещение, 2006г. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» О.И.Дмитриева М.: «ВАКО» 2008г. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. 2004. Фото автора


Slide 28

Спасибо за внимание!


×

HTML:





Ссылка: