Проблемная лекция


The Presentation inside:

Slide 0

Проблемная лекция


Slide 1

Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно. Активная учебно-познавательная деятельность должна разворачиваться в «зоне ее ближайшего развития». Только в этом случае усвоение знаний, умений и навыков может привести к существенным качественным изменениям в мотивационной сфере ученика и развитию его способностей.


Slide 2

Наиболее благоприятные для реализации данного положения условия создаются в ходе проблемного обучения, направленного на развитие познавательной деятельности обучающихся и формирование их личности. С.Л. Рубинштейн, считая проблемность неотъемлемой чертой познания, отмечал: «Бесконечность взаимосвязанности всего сущего образует онтологическую основу проблемности познания, а в проблемности познания берет свое начало мышление…» Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, проблемное обучение положительно влияет на развитие всех структурных компонентов


Slide 3

Реализация принципа проблемности в образовательном процессе связана с изменением ролей и функций учителя и ученика. Учитель не дает учащимся готовые знания, он создает условия для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач, поощряет исследовательскую активность школьников, стимулирует стремление к личностному росту. Ведущим звеном проблемного обучения является проблемная ситуация.


Slide 4

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека в том случае, когда ему бывает сложно объяснить какое-то явление, факт, процесс, невозможно достичь цели известными способами. Такая ситуация стимулирует активную мыслительную деятельность человека, побуждая его искать новый способ объяснения или действия. Проблема – это всегда препятствие.


Slide 5

Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность обучающегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым вызвать личностный интерес к решению тех или иных познавательных задач, создать внутренние условия для развития творческих и коммутативных способностей, обеспечить возможность привлечения учеников к самостоятельной познавательной деятельности и т.д.


Slide 6

Проблемный подход важен для развития личности как обучающихся, так и учителя, вынуждая последнего и учить по другому, и мыслить по другому. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал» . В ходе обучения всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого материала, и т.п. Оптимальной структурой учебного процесса будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.


Slide 7

Проблемная лекция чаще всего начинается с вопроса, с постановки проблемы, а дальнейшее изложение учебного материала подается как решение обозначенной проблемы. Чтение проблемных лекций дает возможность достижения важнейших целей организации обучения: – повышение его мотивации и внедрение «технологии» поиска; – обеспечение самостоятельного переосмысления и усвоения новых теоретических знаний учениками; – развитие теоретического мышления


Slide 8

Лекция становится проблемной при выполнении двух условий. 1. Содержание учебного материала отобрано и структурировано с учетом принципа проблемности (преподавателем разработана система учебных проблемных задач, отражающих основное содержание лекции). 2. Принцип проблемности реализован при развертывании этого содержания непосредственно на лекции (лекция построена как диалогическое общение преподавателя с учениками в ходе разрешения поставленных проблем).


Slide 9

Назовем некоторые из таких приемов. 1. Создание проблемной ситуации в самом начале лекции как введение в новую тему (например, перед изучением множества комплексных чисел предлагается уравнение, которое невозможно решить на множестве действительных чисел). 2. Подбор определенных высказываний известных ученых (например, о роли геометрии в науке и практической деятельности человека). 3. Ознакомление с историей научной проблемы и поиском ее решения (например, признание идей Н.И. Лобачевского).


Slide 10

4. Заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений (почему …, хотя; почему …, несмотря на; если …, то почему; если …, то можно ли и т.д.). 5. Показ видеосюжетов (схем, рисунков, чертежей) с постановкой вопросов перед показом. 6. Проведение опытов, наблюдений (например, стохастических экспериментов). 7. Формулирование гипотезы и организация исследования с целью создания проблемной ситуации (например, метод неполной индукции).


Slide 11

8. Побуждение учеников к обобщению фактов (например, практическое решение комбинаторных задач на составление различных вариантов меню, комплектов одежды, расписаний учебных занятий). 9. Постановка вопроса, имеющего несколько ответов или способов решения (например, разные способы доказательства теорем, решения задач и т.п.). 10. Неполное изложение интересного для школьников материала с предложением самостоятельно изучить указанную литературу. 11. Привлечение к высказыванию прогнозов (например, в ходе решения задач теории вероятности и математической статистики, построения графиков функций и др.).


Slide 12

Следует отметить, что проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно и не требует создания искусственных ситуаций. По сути, не только каждая текстовая задача, но и большая часть других заданий по математике представляют собой своего рода проблемы, над решением которых обучающийся должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу. Общение на лекции может строиться как живой диалог или как внутренний.


Slide 13

Во внутреннем диалоге ученики вместе с учителем формулируют вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для того, чтобы найти ответы на них в ходе обсуждения с другими или после индивидуальной консультации. На проблемной диалогической лекции учитель использует заранее составленные проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы нацелены на еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, целенаправленный мыслительный процесс


Slide 14

Ответ на эти вопросы не содержится ни в прежних знаниях учеников, ни в предъявленной информации (записи на доске, на стендах и т.п.). Информационные вопросы обращены к уже имеющимся у школьников знаниям и позволяют актуализировать последние, что необходимо для понимания проблемы и начала умственной работы для ее разрешения. Сочетание проблемных и информационных вопросов позволяет учителю развивать мышление учеников, учитывая индивидуальные особенности каждого.


Slide 15

Фрагмент лекции по математике. Тема «Текстовые задачи». На первом складе было 180 т муки, на втором – 203 т. Ежедневно с первого склада вывозят по 8,3 т, со второго – по 9,3 т. Через сколько дней муки на складах останется поровну?


Slide 16

Решение: Абсолютное большинство предложили такое решение: 1) 203 – 180 = 23 (т) – на столько на втором складе муки было больше, чем на первом; 2) 9,3 – 8,3 = 1 (т) – на столько ежедневно вывозили больше муки со второго склада, чем с первого; 3) 23 : 1 = 23 (д.) – через столько дней муки на складах останется поровну. Ответ: через 23 дня – на самом деле не верный.


Slide 17

Возникает противоречие: рассуждения при решении задачи были верные, а ответ получился неверный. Число, полученное в результате решения задачи (23 дня), не соответствует действительности, потому что если каждый день вывозить с первого склада по 8,3 т муки, то за 23 дня будет вывезено 190,9 т, а на складе всего лишь 180 т. Точно так же если со второго склада ежедневно вывозить по 9,3 т муки, то за 23 дня с него будет вывезено 213,9 т, тогда как было только 209 т. Без проверки можно было бы этого не заметить.


Slide 18

Правильный ответ: при имеющихся запасах и заданных ежедневных объемах вывозимой муки на складах не может оказаться одинаковое количество муки.


Slide 19

Тема: «Формула корней квадратного уравнения» В Древней Индии были распространены публичные соревнования по решению трудных задач. Задачи часто представлялись в стихотворной форме. Вот одна из таких задач: Обезьянок резвых стая Всласть, поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась. А двенадцать по лианам Стали прыгать, повисая… Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?


Slide 20

Далее по тексту задачи составляется уравнение. При этом учащиеся могут допустить сами или учитель может спровоцировать следующую ошибку: . После проверки окончательно получаем уравнение . Это уравнение вида ax2 + bx + c = 0. Далее выясняется. Почему оно называется квадратным, являются ли квадратными уравнения вида ax2 + bx = 0, ax2 + c = 0, bx + c = 0. Возникает проблема, как решать такие уравнения?


Slide 21

Тема: «Теорема Пифагора» На охоте с двух отвесных скал два охотника заметили козла и одновременно в него выстрелили, причём стрелы достигли цели одновременно. Охотники одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью


Slide 22

Проблемная ситуация возникает при построении математической модели практической задачи. Она рассматривается с помощью вопросов. Как на чертеже изображаются: 1) скалы? 2) расстояние между ними? 3) путь каждой стрелы? 4) путь каждого охотника? 5) что означает факт, что стрелы достигли цели одновременно?


Slide 23

Анализ задачи позволяет заключить, что на данном этапе задачу решить нельзя, так как невозможно использовать равенство отрезков ДС и СЕ, которые являются гипотенузами прямоугольных треугольников. Если бы зависимость между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике была известной, то можно было бы в каждом треугольнике выразить гипотенузу через катеты и приравнять полученные выражения. ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА: Существует ли зависимость между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, и, если она существует, то как она формулируется?


Slide 24

Решение практических задач, позволяет показать значимость математики в обычной жизни, изменить мнение учеников о ней, как о чем-то отвлеченном, существующем отдельно от реальной жизни.


×

HTML:





Ссылка: