Украинская культура как самобытное духовное образование


The Presentation inside:

Slide 0

Украинская культура как самобытное духовное образование Особенности этногенеза украинского народа. Периодизация развития украинской культуры. Предмет и задачи курса. Направления и методы исследования. Эволюция взглядов на культуру ее сущность и структура. Функции культуры.


Slide 1

Бычко А.К., Бычко Б.И. Бондарь Н.А. Теория и история мировой и отечественной культуры: Курс лекций / Учеб. пособие. - М. 1993. Бокань В. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Печи. - Л. 2003. Грищенко В.А. История мировой и украинской культуры. - М. 2003. История украинской и зарубежной культуры: Учебное пособие / Под ред М. Закович. - М., 2003. ЛИТЕРАТУРА


Slide 2

Понятие "этническая культура" Народ или этнос - это историческая общность людей, сложившаяся на определенной территории и обладает стабильными особенностями языка, культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других.


Slide 3

Этногенез Этногенез-проблема происхождения народа. Ее решение позволяет выяснить: ареал зарождения этноса, источники его культуры, языка, особенности сознания.


Slide 4

Гипотезы этногенеза украинского 1) теория ”извечности” 2) теория автохтонности 3) теория «единой колыбели» 4) теория «независимого развития отдельных восточнославянских народов»


Slide 5

Периодизация развития украинской культуры Первый период охватывает временной отрезок от ее истоков и до принятия христианства. Второй период приходится на время существования княжеского государства - Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.


Slide 6

Периодизация развития украинской культуры Третий период приходится на литовско-польскую эпоху в истории нашего народа. Четвертый период развития украинской культуры приходится на казацко-гетманское время.


Slide 7

Периодизация развития украинской культуры Пятый период охватывает 150 лет, годы великой неволе нашего народа - со времен разрушения Гетманщины и до начала XX века. Шестой период является временем нового межвоенного и послевоенного порабощения Украины ее восточными и западными соседями и охватывает временной отрезок от начала XX в. до конца 80-х годов. Седьмой период развития украинской культуры только начался и продолжается в новых исторических условиях. Это - современный период, охватывающий временной промежуток от конца 80-х и по сегодняшний день.


Slide 8


Slide 9

Исторический - старается не столько объяснить, сколько выявить и описать факты, события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся достопримечательности, имена создателей. Направления исследования культурных объектов


Slide 10

Антропологический - обнаруживает артефакты, исследует верования, обычаи, быт. Главная функция - адаптация и воспроизведению жизненного уклада людей. Направления исследования культурных объектов


Slide 11

Направления исследования культурных объектов Философский - исследует сущность культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. Предметом изучения является структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества.


Slide 12

Социологический - исследует функционирование культуры или в целом, или имеющиеся в ней субкультуры. Его интересуют изменения, происходящие в культуре, реакция на эти изменения тех или иных слоев общества. Направления исследования культурных объектов


Slide 13


Slide 14

Диахронный - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности. Сравнительный метод применяется в культурологических исследованиях двух или нескольких национальных культур. Он устанавливает уровень своеобразия или родстве культур. Методы исследований, используемые при изучении культурных объектов


Slide 15

Археологический - на основании анализа материальных предметов, добытых при раскопках, дает ученому возможность сделать выводы об общем состоянии культуры. Биографический метод в основном применяется в литературоведении как толкование литературы через отражение биографии и личности писателя.


Slide 16

Эволюция взглядов на культуру Слово "культура" происходит от латинских слов обрабатывать, выращивать, а позже - поклоняясь чествовать (культ богов, предков). К середине I в. до н.э. эти слова связаны именно с земледельческим трудом.


Slide 17

В средние века понятие "культура" ассоциируется с городским укладом жизни. В эпоху Возрождения - с совершенством и активизацией интеллектуального и творческого потенциала человека.


Slide 18

Под культурой, в противоположность "натуре" (природе), понимают все, что создано человеком.


Slide 19

Визначення культури Культура - це матеріальний і духовний прогрес як індивідів, так і різноманітних соціально-національних спільнот.


Slide 20


Slide 21

Cтруктура культуры Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности человечества и его результаты: как орудия труда, жилье, предметы повседневного быта, одежда, строительные сооружения, средства связи, памятники и монументы.


Slide 22

Духовная культура касается области сознания, познания, морали, воспитания, образования, науки, искусства, литературы и других сторон духовной деятельности человека


Slide 23

Cтруктура культуры Бытовая культура - обряды, обычаи, нормы. Техническая культура - наука, техника, технологии. Художественная культура - литература, архитектура, скульптура, живопись.


Slide 24


Slide 25

Типология культуры согласно ее носителей Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.


Slide 26

Национальная культура олицетворяет богатство культур различных социальных слоев и слоев населения каждого общества.


Slide 27

На протяжении развития человечества выделились определенные культурные эпохи: Античная, средневековая, культура эпохи Возрождения, Нового времени, Новейшая.


Slide 28

Отдельные формы культур политическая, социальная, правовая, экономическая, экологическая, физическое, моральная.


Slide 29


Slide 30

Функции культуры Регулятивная, или нормативная Аксиологическая или ценностная Воспитательная Мировоззренческая


Slide 31

Первобытные системы духовной культуры.


Slide 32

Зарождение культуры. Настенные изображения в Каповой пещере.


Slide 33

Первобытное искусство


Slide 34

Настенные изображения первобытной эпохи


Slide 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Культуру нужно культивировать, потому что она для каждого народа является источником устойчивости и добра, фактором национального достоинства, служит основой для духовного развития будущих поколений. Прогресс общества сочетается и сопровождается также культурным прогрессом.


×

HTML:





Ссылка: