Курс «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»


The Presentation inside:

Slide 0

Курс «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»


Slide 1

“Концепции (!) современного (!) естествознания (!)”


Slide 2

Концепция – это … определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений основная точка зрения руководящая идея ведущий замысел конструктивный принцип различных видов деятельности


Slide 3

Основные задачи курса - представить панораму наиболее универсальных методов и законов современного естествознания продемонстрировать специфику рационального метода познания окружающего мира, логику и структуру естествознания с позиций сегодняшнего дня показать, что вопреки распространенному мнению естественные науки просты и интересны


Slide 4

Лекция №1. Тема: «Естествознание и современный мир». План: Понятие науки: специфические черты науки; классификация науки; наука как особая система знаний; компоненты научной деятельности; общие модели развития науки. Естествознание как система наук о природе: предмет и цели естествознания; аспекты и структура естествознания;


Slide 5

Структура и методы естественнонаучного познания: соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования; методы научного познания. Естествознание и нравственность: этика научного сообщества; этика науки как социального института


Slide 6

Понятие науки. «ЧТО ТАКОЕ НАУКА?» Науковедение – изучает закономерности функционирования и развития науки; структуру и динамику научной деятельности; взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.


Slide 7

Функции науки: познавательная; описательная; объяснительная; прогностическая.


Slide 8

Определяющие признаки науки (по Г.Гегелю): Существование достаточного объема опытных данных. Построение модели, систематизирующей и формирующей опытные данные. Возможность на основе модели предсказать новые факты, лежащие вне первоначального опыта.


Slide 9

Специфические черты науки: универсальность – фрагментарность общезначимость – обезличенность систематичность – незавершенность преемственность - критичность достоверность – внеморальность рациональность – чувственность


Slide 10

Классификация науки: По предмету и методу познания: Науки о природе – естествознание Науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки) Науки о познании, мышлении (логика, гносеология) Технические науки Современная математика


Slide 11

По степени удаленности от практики: Фундаментальные науки – выявляют основные законы и принципы реального мира Прикладные науки – непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем


Slide 12


Slide 13

Наука как особая система знаний Наука – это совокупность объективных знаний о бытие (природе, обществе и человеке). Целью науки (и высшей её ценностью) является поиск объективной истины.


Slide 14

Отрасли знания (частные науки) Наука как особая система знаний Предмет исследования(что изучать?) Метод исследования (каким способом?)


Slide 15

Предмет исследования – сторона реальности, которую выделяет и изучает отдельная дисциплина Химия Биология Физика Геометрия Физическая география МЕЛ (объект исследования)


Slide 16

Критерии и нормы научности Принцип верификации – какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е эмпирически проверяемо. Принцип фальсификации (К.Поппер) – критерием научного статуса теории является её фальсифицируемость или опровержимость.


Slide 17

Наука как особый вид деятельности Наука – это сфера человеческой деятельности функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.


Slide 18

Компоненты научной деятельности 1.СУБЪЕКТ: -учёные;-специалисты; -человечество как носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами


Slide 19


Slide 20

3. ЦЕЛЬ: описание, объяснение, предсказание, истолковывание тех процессов и явлений, которые стали её объектами.


Slide 21

4.СРЕДСТВА: методы мышления; методы эмпирического исследования; активная и пассивная техника; денежно-кредитное обеспечение; универсальные средства


Slide 22

5. КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ: научное знание; научный способ рациональности; технические и методические новации; нравственные ценности.


Slide 23

6.СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: потребности общества; поддержка науки; подготовка научных кадров; вещественно-энергетическое и коммуникационное обеспечение


Slide 24

7.АКТИВНОСТЬ СУБЪЕКТА: инициатива и творчество самого ученого


Slide 25

Общие модели развития науки Концепция развития науки Т.Куна: «Нормальная наука» - форма исследования, которую ведет группа ученых, объединенных единством взглядов и основных идей (научных догм), занимаясь планомерным решением конкретных научных задач. Это стадия эволюционного развития науки.


Slide 26

«Парадигма» (греч. – модель постановки и решения проблем, образец) – называется система общепринятых научных представлений, базисных принципов, которые признаются и принимаются членами научного сообщества. «Научная революция» - процесс, сменяющий длительное господство нормальной науки, который приводит к смене парадигм.


Slide 27

Методология научно-исследовательских программ (И.Лакатос) – исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ, которые имеют следующую структуру:


Slide 28

«Жесткое ядро» - включает неопровержимые для сторонников программы исходные положения. «Негативная эвристика» -своеобразный «защитный пояс» программы, состоящий из вспомогательных гипотез и допущений, снимающих противоречия с аномальными фактами. «Позитивная эвристика» -ряд доводов, предположений, направленных на то, чтобы изменять и развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы.


Slide 29

Естествознание как система наук о природе. Естествознание – это наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое.


Slide 30

Предмет естествознания -различные формы движения материи в природе: Их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис;


Slide 31

Основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.


Slide 32

Цели Е. - двоякие: 1)  непосредственная или ближайшая цель: находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления; 2)конечная цель: раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.


Slide 33

Закономерности и особенности развития естествознания : а) обусловленность практикой (в конечном счёте); б)относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;


Slide 34

в) преемственность в развитии идей и принципов Е., теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы; г) постепенность развития Е. при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ Е., всей системы понятий и принципов Е., всей естественнонаучной картины мира;


Slide 35

д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Е., когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук; е)противоречивость развития Е., доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;


Slide 36

ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. к исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.


Slide 37

Необходимым условием развития Е. является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Е., открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.


Slide 38

В Е. можно выделить стороны: ·       Эмпирическая сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию);


Slide 39

·       теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Е. "компасом" в научном исследовании.


Slide 40

Методы Е. могут быть подразделены на группы: а) общие методы касаются всего Е., любого предмета природы, любой науки; б) Особенные методы также применяются в Е., но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований


Slide 41

в) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли Е., либо за пределами той отрасли Е., где они возникли.


Slide 42

Аспекты естествознания 1)предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы, например их развитию и переходам одних в другие; 2)методологический, соответствующий последовательным ступеням, которые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней.


Slide 43

·     производственно-практическая сторона Е. проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Современная научно-техническая революция показывает, что Е. прокладывает пути для развития техники.


×

HTML:





Ссылка: