Slide 0
Состояние и перспективы развития процедур регулирования ПСО и схемы ЦЭИ (GIS) в России
А. Аверченков,
Ведущий эксперт проекта ТАСИС по энергосбережению
Семинар по проекту ТАСИС, Киев, 11 сентября 2009г.
Slide 1
2
Правовая база ПСО в России
Федеральный Закон РФ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата», 2004 г.
Постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 г. №332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»
Приказ Министерства природных ресурсов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ «Об утверждении Порядка формирования и ведения российского реестра углеродных единиц» от 5 сентября 2007 г.
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 ноября 2007 г. №422 «Об утверждении величины лимитов сокращения выбросов парниковых газов»
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 ноября 2007 г. №424 «Об утверждении Положения о Комиссии по рассмотрению заявок об утверждении проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»
Slide 2
Принципиальная схема рассмотрения проектов СО в России
.
Национальный
Реестр другой
страны
Инвестор
Заявка
1. Проектная документация
2. Отчет о детерминации
3. Подтверждение деловой репутации
4. Показатели эффективности
Координац.
Центр
(межведомст-
венный):
Процедуры
реализации ПСО
2. Мониторинг ПСО
3. Межправительств.
Соглашения
4. Формирование
перечня независимых
экспертных
организаций
5. Методологическая
поддержка
Российский
национальный
реестр
Решение Правительства
об утверждении ПСО
Перечень независ. орг-ций
Российская
процедура ПСО
Межправительственные соглашения об утверждении и реализации ПСО
Передача единиц выбросов
Перечень проектов СО
Регулирующие нормы
Отчетность по ПСО
Основные элементы
«инфраструктуры» ПСО
Уполномоч.
Орган
(МЭРТ):
Рассмотрение
Заявки
2. Проверка хода
Реализации ПСО
3. Решение о
сокращенных
Выбросах
Slide 3
Пакет документов направляется в Минэкономразвития (одно окно)
МЭР согласовывает проект в профильном министерстве
МВК рассматривает заявленный проект
Правительство РФ распорядительным документом включает проект в национальный реестр ПСО
Суть действующей национальной процедуры
Slide 4
Схема утверждения ПСО в России
.
Подготовительная работа инвестора
Инвестор
Утверждение проекта Российской Стороной:
оценка проектной заявки;
оценка наличия лимита по отрасли;
решение Уполномоченного органа
(около 45 дней)
Утверждение проекта другой Стороной Киотского протокола
Подготовка ПТД и экспертного заключения
Методические рекомендации по подготовке проектной документации
Соответствие показателям эффективности проекта
Соглашение с собственником объекта инвестиций
Привлечение инвестиционного ресурса
Заявка по установленной форме
Распоряжение Правительства Российской Федерации
Сведения о деловой репутации инвестора
Экспертные
организации
Паспорт проекта
Slide 5
Установленный лимит для утверждения проектов СО (300 млн. тонн СО2-экв.)
Slide 6
Документы, представляемые в МЭР
Заявление
ПТД
Заключение о детерминации (экспертизе)
Паспорт проекта
Поэтапный план реализации проекта
Установочные документы компании и о лицах, ответственных за проект
Подтверждение о наличие средств
Показатели эффективности проекта
Slide 7
Крупнейшие российские комппнии начали реализацию ПСО
Slide 8
Предполагаемые улучшения российской процедуры ПСО
Передача функции одобрения ПСО от Правительства в Минэкономразвития
Сокращение межведомственных согласований
Сокращение количества документов к заявке
Определение порядка введения ЕСВ в обращение и назначение Сбербанка выполнять эту функцию
Изъятие положения о номативных показателях эффективности проектов
Slide 9
Предполагаемые изменения, которые вызывают озабоченность инициаторов ПСО
Сокращение лимита выделенных для ПСО ЕУК (с 300 до 100 млн.т)
Введение конкурсной процедуры отбора проектов
Участие Сбербанка в проведении конкурса и отборе проектов
Введение ограничения для иностранных компаний на участие в регистрации ПСО
Определение проекта ПСО не предусматривает возможность реализации программных ПСО
Slide 10
Подготовка к пилотным операциям по схеме ЦЭИ
Предложения
по ЦЭИ
11.02.09
Правительство России
Сбербанк
МФ,
МЭР, МЭ
Поддержка
25.03.09
МЭР,
Сбербанк
Распоряжение
884-p of 27.06.2009
Slide 11
Ожидаемые выгоды ЦЭИ для России
Привлечение технологий, управленческих и организационных знаний,
Поддержка реализации мер по повышению ЭЭ и развитию ВИЭ;
Дополнительные финансовые доходы;
ЦЭИ – инструмент снижения долгосрочной потребности в энергии в ряде секторов экономики
Slide 12
Потенциальное влияние ЦЭИ на улучшение природохранной деятельности в стране
Дополнительные финансовые ресурсы для ООС
Инновационные экономические инструменты (условные гранты, гарантии, льготные займы)
Новые процедуры мониторинга и верификации экологических результатов, в т.ч с участием независимых организаций
Открытость и прозрачность для общественности инвестиционных проектов и экологических результатов
Общее повышение культуры корпоративного управления
Slide 13
Возможная схема ЦЭИ как ГЧП с участием Правительства и банка-оператора
Slide 14
Взаимодействие участников в рамках реализации ГЧП
Slide 15
Потенциальный спрос и наличие резерва ЕУК в 2008—2012
Slide 16
Три подхода к переносу резерва квоты в новое соглашение
Нереалистичный - неограниченный перенос в соответствии с буквой Марракешских соглашений
Деструктивный – запрет на перенос (предложения IETA и ряда НПО и развивающихся стран)
Прагматичный – многосторонний механизм капитализации ЕУК, продажи и реинвестирования выручки в низкоуглеродные проекты
Slide 17
Попытка запретить перенос ЕУК может открыть «ящик Пандоры» подсчета несправедливостей
- «горячий воздух» имелся в киотских обязательствах Германии и Великобритании и был перераспределен;
- «горячий воздух» стран - новых членов ЕС создал «подушку безопасности» для выполнения обязательств ЕС до 2012 года, так и на период до 2020 года.;
- отсутствие количественных обязательств у богатых развивающихся стран, уровень доходов которых значительно выше, чем у России и Украины;
- проблема «горячего воздуха» в ЕТС в связи с кризисом и с переносом углеродоемких производств в другие страны,
- сверхдоходы, получаемые инвесторами в некоторых типах проектов МЧР и ПСО (прежде всего, по промышленным газам);
- учет дополнительных доходов, полученных США в результате неучастия в КП, и Канадой в результате невыполнения своих обязательств в рамках КП.
Slide 18
Украина
Россия
Другие
США
Канада
Япония
Другие страны
Кувейт
Международный
Фонд
резерва ЕУК
МФО- Оператор
Возможный подход к созданию многостороннего механизма ЦЭИ
Программы
Доп. колич.
обязательства
Slide 19
Благодарю за внимание!Контактные реквизиты:Аверченков Александр Анатольевич+7-926-212-6461[email protected]