Slide 0
Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»
Группа «Программа развития универсальных учебных действий»
Руководитель
Асмолов Александр Григорьевич
Российская академия образования (РАО)
Slide 1
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с измене-нием парадигмы образования: от цели усвоения знаний, уме-ний и навыков к цели разви-тия Личности учащегосяРАО
Slide 2
Универсальные учебные действия (УУД)
обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта
РАО
Slide 3
Универсальные учебные действия
это система действий учащегося, обеспечивающая
культурную идентичность,
социальную компетентность,
толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятель-ной учебной деятельности
РАО
Slide 4
Основания выделения УУД
Цели и результаты общего образования
Деятельностный подход в обучении
Этапы процесса усвоения
Формы учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
РАО
Slide 5
Функции универсальных учебных действий
Регуляция учебной деятельности
Создание условий для саморазвития и самореализации личности
Обеспечение успешности обучения
РАО
Slide 6
Виды универсальных учебных действий
Личностные
Регулятивные
Общепознавательные
Коммуникативные
РАО
Slide 7
Личностные УУД
РАО
Slide 8
Виды УУД – Регулятивные действия
РАО
Slide 9
Регулятивные УУД
Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
РАО
Slide 10
Регулятивные УУД
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
РАО
Slide 11
Регулятивные УУД
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
РАО
Slide 12
Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция как способность
- к мобилизации сил и энергии;
- к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов;
- к преодолению препятствий;
-эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями
РАО
Slide 13
Познавательные УУД
РАО
Slide 14
Познавательные УУД:общеучебные
1) Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
2) Информационный поиск
3) Знаково-символические действия
4) Структурирование знаний
5) Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
РАО
Slide 15
Познавательные УУД:общеучебные
6) Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
7) Рефлексия способов и условий дейст-вия, их контроль и оценка; критичность
8) Выбор наиболее эффективных спосо-бов решения задач в зависимости от условий
РАО
Slide 16
Познавательные УУД:общеучебные УУД – знаково-символические
Знаково-символические действия выполняют функции
- отображения учебного материала;
- выделения существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- формирования обобщенных знаний.
Виды знаково-символических действий:
Замещение
Кодирование/декодирование
Моделирование
РАО
Slide 17
Познавательные УУД – логические действия
1) Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
2) Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
РАО
Slide 18
Познавательные УУД – логические действия
Подведение под понятия, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждения
Выдвижение гипотез, их обоснование
Доказательство
РАО
Slide 19
Познавательные УУД – Постановка и решение проблем
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
РАО
Slide 20
Коммуникативные УУД
РАО
Slide 21
УУД в системе общего образования
Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов
Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитатель-ного процесса и его результаты
РАО
Slide 22
Задачи формирования УУД
1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся
РАО
Slide 23
Задачиформирования УУД
2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении
РАО
Slide 24
Задачиформирования УУД
3.
3. Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход:
- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия,
- от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
РАО
Slide 25
Задачи формирования УУД
4. Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной.
Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.
РАО
Slide 26
Задачи формирования УУД
5. Разработать систему рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конк-ретных видов и форм УУД в данной пред-метной дисциплине. Включить как крите-рий экспертной оценки учебника и учебно-го пособия рекомендации и учебные зада-ния, направленные на формирование УУД.
РАО
Slide 27
Задачи формирования УУД
6. Разработать учебно-методические рекомендации для педагогов.
Осуществить специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или профессиональной подготовки педагогов
РАО
Slide 28
Контакты
Карабанова Ольга Александровна
Телефон 7 495 203 35 89;
моб. 8 916 3527746
E-mail [email protected]
Спасибо за внимание!
Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
РАО