Сложное предложение


The Presentation inside:

Slide 0

Сложное предложение Синтаксический анализ предложения merelenko-su.uCoz.ru


Slide 1

Характеристика предложения Простое Сложное Одна грамматическая основа Две и более грамматических основ Союзное Бессоюзное ССП СПП


Slide 2

Простое предложение


Slide 3

Простое предложение Одна основа Может быть осложнено: Однородными членами Вводными словами и предложениями Обособленными членами (причастный и деепричастный оборот, сравнительный оборот, приложение) Обращениями


Slide 4

сложносочиненное предложение


Slide 5

Сложносочиненное предложение Для соединения частей используются сочинительные союзы  Части ССП равноправны, то есть от одной части не задается вопрос к другой. Например: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше.  


Slide 6

Сочинительные союзы


Slide 7

Сложносочиненное предложение Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бездельником. Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.


Slide 8

Сложносочиненное предложение Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.


Slide 9

Сложносочиненное предложение Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок. Старый сверчок предсказал Буратино полную опасностей жизнь, то есть он заранее предсказал все страшные приключения самого Буратино и его друзей.


Slide 10

Внимание! Запомни! Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть.  Предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение "и поэтому" в один причинный союз является ошибкой. наречие


Slide 11

Внимание! Лингвистическая проблема! Ворота нуждались в дополнительной защите, поэтому перед ними соорудили подъёмные мосты Ворота нуждались в дополнительной защите, и перед ними соорудили подъёмные мосты. 1. Если рассматривать поэтому = И = сочинительный союз, то перед нами (ССП). 2. Если рассматривать «поэтому» как наречие, то перед нами БСП. В ФОРМАТЕ ЕГЭ принят первый вариант! («ПОЭТОМУ» - СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ)


Slide 12

Внимание! Запомни! Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе. ЕСЛИ…ТО: вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный.


Slide 13

Внимание! Запомните! Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать. Предложение не бессоюзное, а ССП. Союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части.


Slide 14

Обратите внимание! Дуремар отправился на рыбалку, Карабас Барабас тоже собрался туда. Пьеро был счастлив видеть Мальвину, кукла с голубыми волосами тоже обрадовалась влюбленному в нее мальчику. Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЖЕ находятся в середине следующей части сложносочинённого предложения.


Slide 15

Не путайте сочинительные союзы в простом и сложном предложении. Не только Буратино, но и его друзья хотели разгадать тайну золотого ключика. Было и темно, и холодно, и  страшно. И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра.


Slide 16

сложноподчиненное предложение


Slide 17

Сложноподчиненное предложение Для соединения частей используются подчинительные союзы Части неравноправны: главное и придаточное. Можно задать вопрос от главного к придаточному. Например: Буратино проткнул в очаге дырку, потому что очаг был лишь нарисован на холсте.


Slide 18

Сложноподчиненное предложение (Когда папа Карло пошел покупать для Буратино обед), мальчишка слез со стола и сунул свой длинный нос в нарисованный очаг. В домике, (который уютно расположился на опушке леса рядом с прелестным прудом), жила самая красивая кукла Карабаса – Мальвина.


Slide 19

Подчинительные союзы и союзные слова


Slide 20


Slide 21


Slide 22

Обратите внимание! Придаточное изъяснительное предложение может присоединяться к главному при помощи частицы ЛИ: Лисичка спросила, можно ли ей присоединиться к дружной семейке, проживающей в теремке.


Slide 23

Сложноподчиненное предложение В теремке, который стоял в зарослях густой травы, никто не жил . На втором этаже, откуда открывался самый красивый вид на колосья, мышка нашла для себя уютную спаленку.


Slide 24

Сложноподчиненное предложение Мышка не знала, почему лягушка решила переселиться из болота в теремок, но понимала, что должны быть веские причины. Прежде чем лягушка рискнула постучать в дверь теремка, она огляделась вокруг.


Slide 25

Сложноподчиненное предложение Все жители теремка собрались там, где было тепло и сухо. Поскольку теремок оказался разрушен медведем, нам придется рассказывать вам другую историю. Мышь ужасно не любила делать уборку, так что помощь Дюймовочки оказалась очень кстати.


Slide 26

Сложноподчиненное предложение Для того чтобы иметь влияние на крота, мышь решила выдать за него Дюймовочку. Она пригласила соседа, чтобы обсудить с ними детали сделки. Дюймовочка решила не отказываться, коль скоро уйти ей все равно было некуда.


Slide 27

Сложноподчиненное предложение Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезти Дюймовочку в страну эльфов. Кто ни предлагал Дюймовочке брак, она всем отказывала. Крылышки шли Дюймовочке, как будто она родилась вместе с ними.


Slide 28

Бессоюзное предложение


Slide 29

Бессоюзное предложение Союзов нет. Части соединяются интонацией. На стыке предложений в составе сложного используются знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Мышка из теремка вернулась к себе в норку: она поняла безопасность именно этого типа жилища.


Slide 30

Не путайте бессоюзное предложение с простым Мышка и лягушка собрались лечь спать – вдруг раздался стук в дверь. Медведь – последний посетитель теремка. Все стали дружными жителями теремка: мышка, лягушка, зайчонок. Мышка выглянула из окошка: перед домиком стоял огромный медведь.


Slide 31

Задание А 10


Slide 32

Укажите верную характеристику третьего предложения текста. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. 1. Сложноподчиненное 2. Сложное с бессоюзной и подчинительной связью 3. Сложное бессоюзное 4. Сложное с бессоюзной и сочинительной связью


Slide 33

Алгоритм 1. Варианты ответов сначала не читай. Читай и анализируй указанное предложение. 2. Выдели основы предложения. 3. Если предложение простое, определи, чем оно осложнено.


Slide 34

Алгоритм 4. Если предложение сложное, находим средства связи между частями предложения (союзы, союзные слова или их отсутствие). 5. По союзам определяем вид союзной связи. Если предложения связаны интонацией (без союзов), двоеточием или тире, возможно, это бессоюзная связь.


Slide 35

Алгоритм 6. Сопоставь свою характеристику с вариантами ответов. Найди правильный ответ. 7. Если предложение сложное, вариант «простое» просто вычеркни, и наоборот. 8. Помни о вводных словах и предложениях, которые не входят в состав предложения.


Slide 36

Укажите верную характеристику третьего предложения текста. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. 1. Сложноподчиненное 2. Сложное с бессоюзной и подчинительной связью 3. Сложное бессоюзное 4. Сложное с бессоюзной и сочинительной связью 2


Slide 37

Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста. (1)Наверное, никто не будет спорить, что дом, полный цветов, всегда уютен, в нем спокойно и надежно, обилие цветов радует глаз, согревает душу. 1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью 2) сложносочинённое 3) простое с обособленными членами 4) сложноподчиненное 1


Slide 38

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. (2)Но вот мало кто знает, почему так происходит. 1) простое с однородными членами 2) бессоюзное 3) сложное с разными видами связи 4) сложноподчиненное 4


Slide 39

Укажите верную характеристику восьмого (8) предложения текста. (8) Розы, хризантемы, ромашки, герань, лютики, даже простые одуванчики — все цветы обладают уникальной способностью улучшать самочувствие и настроение, создавать благоприятную атмосферу в доме. 1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложноподчиненное 3) простое осложненное 4) сложносочиненное 3


Slide 40

Укажите верную характеристику девятого (9) предложения текста. (9) Займитесь разведением цветов, и вы почувствуете, как преобразится мир вокруг вас. 1) простое с деепричастным оборотом 2) бессоюзное 3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью 4) простое, осложненное обособленными членами 3


Slide 41

Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста. (1)Где-то между февралем и апрелем небольшие группы северных оленей начинают сбиваться в огромные стада, численность которых может колебаться от 500 000 до миллиона особей. 1) простое с причастным оборотом 2) бессоюзное 3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью 4) сложноподчиненное 4


Slide 42

Укажите верную характеристику седьмого (7) предложения текста. (7)Находясь в тундре, олени жадно питаются, восполняя запасы, полностью израсходованные за предыдущую зиму и готовясь к следующей суровой зимовке. 1) простое 2) бессоюзное 3) сложносочиненное 4) простое осложненное 4


Slide 43

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста. (3) Они преодолевают от 24 до 48 км. в день, а значит, 400–500-километровое путешествие может занять у них до 20 дней. 1) сложносочиненное 2) сложное бессоюзное 3) простое осложненное 4) сложноподчиненное 1


Slide 44

Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста. (5) Первые самки добираются до мест размножения в тундре, у Полярного круга, к концу мая; там они почти сразу же рожают детенышей. 1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью 2) сложносочинённое 3) простое с обособленными членами 4) бессоюзное сложное 4


Slide 45

Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста. (6)Оленята уже через несколько часов после рождения могут бегать, а через несколько недель они способны самостоятельно добывать себе пищу. 1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью 2) сложноподчиненное 3) сложносочиненное 4) простое с однородными членами 3


Slide 46

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. (2)Эти стада, состоящие из беременных олених, молодняка и самцов, отправляются на север, придерживаясь маршрутов, по которым двигались многие поколения оленей. 1) сложноподчиненное 2) сложносочинённое 3) простое с обособленными членами 4) бессоюзное сложное 1


Slide 47

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста. (4)Собирающееся стадо настолько велико, что минуют дни и даже недели, прежде чем все оно пройдет определенную точку на маршруте. 1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложноподчиненное 3) простое 4) бессоюзное сложное 2


Slide 48

Проверьте себя


Slide 49

Укажите верную характеристику предложения 3. (3) До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. 1) сложноподчинённое 2) сложносочинённое 3) простое, осложнённое 4) сложное бессоюзное 1


Slide 50

Укажите верную характеристику предложения 3. (3)Новые храмы теперь освещались естественным светом, льющимся сквозь прозрачные или мозаичные стекла. 1) сложноподчинённое 2) сложное бессоюзное 3) сложносочинённое 4) простое, осложнённое 2


Slide 51

Укажите верную характеристику предложения 2. (2) От двигателя к ним идет гораздо более короткая, а значит легкая, передача, чем при классической компоновке автомобиля. 1) сложноподчинённое 2) сложное бессоюзное 3) сложносочинённое 4) простое, осложнённое 3


Slide 52

Укажите верную характеристику предложения 5. (5)При недостатке витамина С у человека развивается цинга: десны становятся слабыми и начинают кровоточить, так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. 1) сложносочинённое 2) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью 3) сложноподчинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью 4


Slide 53

Укажите верную характеристику предложения 2. (2) Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. 1) сложноподчинённое 2) простое, осложнённое 3) сложносочинённое 4)сложное бессоюзное 5


Slide 54

Укажите верную характеристику предложения 3. (3) И от того, насколько велика сила сцепления, зависит прочность материала. 1) сложное бессоюзное 2) сложноподчинённое 3) простое, осложнённое 4) сложносочинённое 6


Slide 55

Укажите верную характеристику предложения 2. (2) Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, на поверхности стыка атомы металла постепенно перемещаются из одной детали в другую. 1) сложносочинённое 2) сложноподчинённое 3) сложное бессоюзное 4) простое 7


Slide 56

Укажите верную характеристику предложения 5. (5)Гавриловна сидела на полу, у печки, кругом ее лепились ребята, на кровати сидела хозяйка, и все вместе внимательно слушали рассказы старухи. 1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложное бессоюзное 3)сложное с сочинительной и подчинительной связью 4) простое с обособленными однородными членами 8


Slide 57

Укажите верную характеристику предложения 4. (4) И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не узнали ее 1) сложное с разными видами связи 2) сложное бессоюзное 3) сложноподчинённое 4) сложносочинённое 9


Slide 58

Укажите верную характеристику предложения 5 (5)… кровь его не обезвоживается и обмен веществ в организме не нарушается. 1) сложноподчинённое 2) простое осложненное 3) сложное бессоюзное 4) сложносочинённое 10


Slide 59

Проверьте ответы 1 – 1 2 – 4 3 – 4 4 – 4 5 – 1 6 – 2 7 – 2 8 – 1 9 – 3 10 - 4


×

HTML:





Ссылка: