Способы создания образа красоты в рассказе А.П.Чехова.


The Presentation inside:

Slide 0

Способы создания образа красоты в рассказе А.П.Чехова. Рассказ А.П.Чехова «Красавицы» 1888г. Тема красоты – «вечная» тема в русской литературе.


Slide 1

А.П.Чехов (1860 – 1904г.) - писатель-новатор, его интересует общее состояние жизни, ее основы, течение времени, большое значение в рассказах Чехова приобретает символическая деталь. В рассказах «Дом с мезонином», «О любви», «Попрыгунья», «Душечка», «Именины» … созданы удивительно живые женские портреты.


Slide 2

Красота*- совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору или слуху (Толковый словарь). «Красота страшна»,- вам скажут .Шаль цыганскую на плечи вы накинете лениво – красный розан в волосах…«Красота проста»,-вам скажут. Шалью клетчатой тихонько вы накро-ете ребенка – крас-ный розан на полу…


Slide 3

Эпиграф Издалека, из тьмы безгласной, - Иль это только снится мне – Твой лик печальный и прекрасный В туманном движется окне…


Slide 4

Цветовая символика рассказа Серый – скука , замирание жизни. Зеленый – атрибут чужого пространства, соотносится с инфернальным. Белый, розовый – символизируют обновление, молодость.


Slide 5

Две красавицы – два женских портрета в двух частях рассказа.


Slide 6

Вступление. О красоте женщины написано много и в прозе, и в стихах. Красота – это дар Бога, нечто не поддающееся объяснению, поэтому, вероятно, невозможно говорить о прекрасном с иронией. Чехов - самый, пожалуй, ироничный писатель конца 19 века – в рассказе «Красавицы» необычайно серьезен.


Slide 7

Образ СЕРОГО в первой главе создан соответствующей лексикой: томительно-скучный день сухой ветер, степь облака пыли не хотелось ни глядеть, ни говорить дремавший возница не издавая ни звука очнувшись от полусна уныло и кротко сквозь пыль


Slide 8

Аллитерации на (з), (с) подчеркивают мотив назойливой скуки, аллитерации на (л), (п) создают ощущение унылого движения по пыльной дороге. Мотив застывшей жизни


Slide 9

Красавица - армянка Красота юной армянки сравнивается с закатом солнца, когда небо окрашено «в багряный, оранжевый, золотой, розовый цвета». Создается впечатление зарева, небесного пожара. Яркие сравнения усиливают это впечатление…


Slide 10

Глава вторая Мне грустно и легко, печаль моя светла, Печаль моя полна тобою… А.С.Пушкин «В другой раз, будучи уже студентом, ехал я по железной дороге на юг. Был май…» Так начинается рассказ о встрече с другой красавицей.


Slide 11

Образ русской девушки создан Чеховым при помощи нежных, светлых, летучих красок… Вот пробил третий звонок, и поезд лениво тронулся. Красавица с ее чудной, детски лукавой улыбкой осталась на платформе…Было грустно…


Slide 12

Доминирующие цвета во 2 части рассказа: золотистый, розовый, светло-голубой, черный и зеленый. Метафора А.П.Чехова прозрачна: красота недолговечна, ее легко погубить. Красота нуждается в защите, в поклонении. Свеча в финале рассказа как символ надежды: пока в мире существует красота, жизнь имеет смысл.


Slide 13

Рассказчик пытается объяснить свои чувства, вспоминая впечатление, которое произвела на него девушка… «Кажется, стоит пробе-жать ветру или пройти дождю, чтобы … капри-зная красота осыпалась, как цветочная пыль…» «Это была красота мотыльковая, к которой так идут вальс, порханье по саду, смех и веселье…»


Slide 14

Итоги аналитического прочтения рассказа. Во-первых, способом создания образа красоты в рассказе Чехова является живописный портрет. Во-вторых, используются цветовые, звуковые образы и метафорические сравнения. В-третьих, в создании образа красоты участвует пейзаж, либо представляя собой антитезу внешнему облику, либо подчеркивая обаяние портрета.


Slide 15

Метафорические сравнения армянской девушки с птицей, а русской красавицы с мотыльком усиливают ощущение чуда красоты… В финале рассказа по В финале рассказа появляется свеча. Свеча – это символ надежды. Пока существует в мире красота, существует и надежда, что жизнь имеет смысл.


×

HTML:





Ссылка: