Циклизация в прозе Серебряного века (Д.С.Мережковский, Н.С.Гумилев, И.А.Бунин)


The Presentation inside:

Slide 0

Циклизация в прозе Серебряного века (Д.С.Мережковский, Н.С.Гумилев, И.А.Бунин) Иллюстративные материалы к лекции доц. кафедры литературы Тобольского пединститута им. Д.И.Менделеева кандидата филол.наук доц.Г.И.Роговой


Slide 1


Slide 2

Циклизация в прозе Серебряного века Материал лекции: Структура циклов Д.С.Мережковского «Итальянские новеллы» и Н.С.Гумилева «Тень от пальмы» Материал практического занятия: «Темные аллеи» И.А.Бунина: Структура и идейное содержание цикла.


Slide 3

Предмет нашего разговора: произведения ряда писателей, для которых, как и для А.Блока, особое значение имел принцип циклизации: «Итальянские новеллы » Д.С.Мережковского и цикл новелл «Тень от пальмы» Н.Гумилева


Slide 4

Об особенностях циклизации в лирике А.Блока и поэтов Серебряного века известно из монографии Л.Я.Гинзбург «О лирике». - М.,1976 Наша задача – убедиться, что этот композиционный прием был характерен и для прозы рубежа Х1Х-ХХ веков


Slide 5

План лекции Понятия «сборник» и «цикл». Итальянская тема в русском художественном сознании и особенности жанра новеллы эпохи Возрождения (праформы современной новеллы) Идейно-художественное содержание «Итальянских новелл» Д.Мережковского: особенности циклизации; структура сборника и принципы объединения рассказов в цикл. Заголовок и композиция в цикле новелл Н.С.Гумилева «Тень от пальмы»


Slide 6

Часть первая Истоки жанра новеллы исследователи видят в Итальянской новелле эпохи Возрождения. Для русской культуры значима и эпоха Возрождения, и жанровые традиции малой прозы, истоками имеющие итальянскую литературу, и сама Италия.


Slide 7

По словам Ваулиной Е., Комоловой Н., Мочульского К., Муратовой К., Мусатова В. Италия была в центре внимания художников и в XVIII, и в XIX, и в XX веке. Итальянская тема


Slide 8

Итальянская тема в русском художественном сознании настойчиво и последовательно появляется уже в Х1Х веке Это отмечают исследователи в работах, посвященных А.Пушкину, Е.Баратынскому, К.Батюшкову, П.Вяземскому, Н.Языкову Н.Гоголю, В.Майкову, Ф.Тютчеву


Slide 9

Это отмечают исследователи в работах, посвященных Д.Мережковскому, В.Брюсову, М.Волошину, А.Блоку, В.Иванову, Н.Гумилеву, О.Мандельштаму, А.Ахматовой, Б.Пастернаку.


Slide 10

Итальянская тема в творчестве писателей-символистов Обращаясь в своих стихах к образу Италии, поэты использовали такие обращения, как «желанная», «страна богов», «сказка».


Slide 11

Итальянская тема Италия для всех поэтов–символистов выступала как некий символ красоты, святыня великого искусства, родина души, земля обетованная, которая связывает прошлое с настоящим, как источник неиссякаемой духовной силы, как залог будущего возрождения.


Slide 12

Итальянская тема Внимание к этой стране на уровне идеи связано с обращением к темам любви, искусства, философии, истории.


Slide 13

Итальянская тема На уровне формы в прозе интерес вызывает жанр новеллы, который позволяет отвлечься от ежедневного и обыденного.


Slide 14

Особенности жанра новеллы в Италии Новелла Ренессанса появляется в составе сборника, Новеллы в составе сборника идут в определенном, строго продуманном порядке,


Slide 15

Особенности жанра новеллы в Италии Большинство новелл представляет собой бытовые анекдоты, факты и наблюдения, изложенные живым разговорным языком.


Slide 16

Особенности жанра новеллы в Италии Скреплены при помощи обрамляющего рассказа, Мораль вытекает не логически, а психологически,


Slide 17

изящные стилизации прошлого окрашиваются в тона легкой иронии,


Slide 18

особая роль отводится пейзажу, выражавшему романтические или мистические чувства и настроения героев;


Slide 19

В новеллах отражаются наиболее значимые для культурного сознания рубежа веков темы: появляется интерес к смутным переживаниям, подсознательным глубинам человеческой психики, что иногда придает изображаемым образам туманность и загадочность.


Slide 20

Часть вторая


Slide 21

Особенности цикла «Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского


Slide 22

Дмитрий Сергеевич Мережковский Поэт Романист Критик Публицист Новеллист


Slide 23

Творчество Мережковского, каждый по-своему, осмысливали его современники: Г.Адамович, А.Белый, Н.Берберова, Н.Бердяев, В.Брюсов, З.Гиппиус, В.Ходасевич и


Slide 24

Творчество Мережковского, каждый по-своему, осмысляют современные литературоведы: П.Басинский, О.Дефье, И.Ильин, А.Киреев, Л.Колобаева, Л.Пильд, С.Сапожков, А.Соколов.


Slide 25

«Итальянские новеллы» В центре нашего внимания - семь новелл Д.Мережковского


Slide 26

Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир»


Slide 27

Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы» Наша задача – обратить внимание на их идейно-художественное своеобразие


Slide 28

Обозначив показатели цикла и формы его презентации в новеллах, мы должны решить, что позволяет считать новеллы Д.С.Мережковского циклом


Slide 29

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Тематический круг «Итальянских новелл» «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир» любовь = жизненная практика человека


Slide 30

Жанровое своеобразие новелл Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир


Slide 31

Жанровое своеобразие новелл сборника Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир» Литературные Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог и структура цикла фольклорные


Slide 32

Жанровое своеобразие новелл Мистический рассказ – «Любовь сильнее смерти» Анекдот – «Наука любви» Сказка – «Железное кольцо» Легенда – «Рыцарь за прялкой» Бытовой рассказ – «Превращение» Биографический рассказ – «Микеланджело» Житие – «Святой Сатир


Slide 33

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Архетип инициации В каждой из новелл прослеживается процесс инициации, который «складывается из четырех фаз:


Slide 34

процесс инициации складывается из четырех фаз: 1)фаза ухода (расторжение прежних родовых связей индивида), 2)фаза символической смерти,


Slide 35

процесс инициации складывается из четырех фаз: 3)фаза символического пребывания в стране мертвых (умудрение, приобретение знаний и навыков взрослой жизни, накопленных предками),


Slide 36

процесс инициации складывается из четырех фаз: 4)фаза возвращения (символическое воскрешение в новом качестве)» [Тюпа 2001: 44].


Slide 37

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Фабула цикла Обратившись к фабуле цикла, мы приходим к выводу, что мысль писателя сконцентрирована вокруг проблемы любви, что было характерно для итальянских новелл эпохи Возрождения.


Slide 38

Однако не менее важным для Мережковского было показать, что человек, всю свою жизнь находящийся в зависимости от общественного мнения, должен доверять себе.


Slide 39

Темой фабульного повествования становится жизнь вообще и человек как таковой на разных ее этапах.


Slide 40

Идейно – художественное своеобразие цикла «Итальянские новеллы» Д. С. Мережковского Сюжет цикла «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – юность молодость старость зрелость


Slide 41

Композиция цикла «Любовь сильнее смерти» – «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» «Превращение» – «Микеланджело» «Святой Сатир» – Экспозиция Заключение Вымышленные сюжеты Реальность Эпилог


Slide 42

Конфликт цикла «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир» Семья В Н Е Ш Н И й М И р Обще С Т В о Школа В н у т р е н н и й мир


Slide 43

Жанр: повесть в новеллах новеллы «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» – «Железное кольцо» – «Рыцарь за прялкой» – «Превращение» – «Микеланджело» – «Святой Сатир» – Структура повести Экспозиция Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Любовь, судьба человека от момента вхождения в жизнь до момента ухода из нее – смерти повесть


Slide 44

Дмитрий Сергеевич Мережковский «Итальянские новеллы»: «Любовь сильнее смерти» «Наука любви» «Железное кольцо» «Рыцарь за прялкой» «Превращение» «Микеланджело» «Святой Сатир»


Slide 45

«Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского - цикл, поскольку имеет: единство темы и структуры, развитие авторской мысли от первой новеллы до последней .


Slide 46

«Итальянские новеллы» Д.С.Мережковского - цикл, поскольку отдельные новеллы представляют собой составные части единого целого, чем и определяется единство структуры всего цикла; в цикле каждая новелла имеет свою идею и, входя в состав целого, участвует в порождении другого смысла, возникающего поверх единиц,составляющих единое целое.


Slide 47

Частьтретья


Slide 48

цикл новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Страшась чего-нибудь не знать, Грызясь за почести с другими, Как пес, он должен защищать Годами созданное имя.   Н. Гумилёв


Slide 49

Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы»


Slide 50

ряд прозаических произведений Н.С. Гумилёва, собранных под авторским названием «Тень от пальмы», является циклом с чёткой структурой, единой идеей и развитием темы


Slide 51

Цикл новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Пальма Огромные, расположенные по кругу листья напоминают солнечный диск, понимаемый как нечто высокое, незапятнанное, но требующее от человека всеми силами его души соблюдать такую же чистоту и святость


Slide 52

Цикл новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Тень Провозглашая «тень» основой цикла, Н.С.Гумилёв утверждает жизнь всего земного, грешного, темного, дьявольского («как враг света дьявол сам был тенью» [Тресиддер 2001; 368]).


Slide 53

«Тень от пальмы» «Светлая часть» (пальма) «Тёмная» часть(тень) «Радости земной любви» «Принцесса Зара» «Золотой рыцарь» «Последний придворный поэт» «Дочери Каина» «Чёрный Дик» «Лесной дьявол» «Скрипка Страдивариуса» «Путешествие в страну Эфира» «Чёрный генерал» Заключительная часть «Путешествие в страну Эфира» «Чёрный генерал»


Slide 54

«Путешествие в страну Эфира» Реальность/ наркотический мир жизнь / смерть Тело / дух «Черный генерал»


Slide 55

«Тень от пальмы» «Светлая часть» (пальма) «Тёмная» часть(тень) «Радости земной любви» (1908г) «Принцесса Зара» (1908г) «Золотой рыцарь» (1908г) «Последний придворный поэт» (1908г) «Чёрный Дик» (1908г) «Дочери Каина» (1908г) «Лесной дьявол» (1908г) «Скрипка Страдивариуса» (1908г) любовь страсть служение божеству охрана грехов избавление обречение вдохновение искушение


Slide 56

«Тень от пальмы» Заключительная часть «Путешествие в страну Эфира» (1916г) «Чёрный генерал» (1917г)


Slide 57

Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Темы значимые для эпохи: любовь («Радости земной любви» «Чёрный Дик») служение («Принцесса Зара», «Дочери Каина» ) религия («Золотой рыцарь», «Лесной дьявол» ) творчество («Последний придворный поэт» «Скрипка Страдивариуса» )


Slide 58

Для Н.С. Гумилёва значимая проблема - соединения «темного» и «светлого» начал в жизни («Путешествие в страну Эфира», «Чёрный генерал»)


Slide 59

Особенности авторского сознания в цикле новелл Н.С. Гумилёва «Тень от пальмы» Соединение темного и светлого определяет структуру цикла, в котором последовательно выдерживается это противопоставление, подчеркивающее сложность бытия и человеческой жизни.


Slide 60

Часть четвертая Итоги наших наблюдений


Slide 61

Итоги наших наблюдений: Поиски новых художественных форм на рубеже Х1Х-ХХ веков, тяготение к соборности приводят русских писателей к циклизации, которая проявляет себя как в лирике – в большей степени, так и в прозе ряда писателей, среди которых особое место занимают циклы рассказов как Д.Мережковского, так и Н.С.Гумилева и И.А.Бунина


Slide 62

Итоги наших наблюдений Принципы циклизации выражают авторскую мысль и зависят от особенностей творческой индивидуальности писателя:


Slide 63

Итоги наших наблюдений в центре внимания Д.Мережковского – закономерности жизни человека, истоки его судьбы; решая эти проблемы, он обращается к приему стилизации, погружая своего читателя в давние времена, связанные с эпохой расцвета культуры.


Slide 64

Итоги наших наблюдений Н.С.Гумилев с помощью циклизации обращает внимание на миропорядок, законы внечеловеческого бытия, утверждая могущество и всесилие зла в мире;


Slide 65

Итоги наших наблюдений И.А.Бунин в центр внимания своего читателя ставит проблему состоятельности человека в любви и жизни; предметом наблюдений и изображения он делает обыденную жизнь, но в своих рассуждениях поднимается над бытом на уровень вневременных проблем всечеловеческого бытия.


Slide 66

Литература для обязательного изучения: I.Проблема циклизации: Гинзбург Л.Я. О лирике.М.,1976 Долгополов Л.К. Поэмы А.Блока и русская поэма конца Х1Х – начала ХХ века.М.;Л.,1964. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл:Проблемы теории и анализа.Красноярск,1988. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе Х1Х века.СПб.,1999


Slide 67

Литература для обязательного чтения: Мережковский Д.С. «Итальянские новеллы» Гумилев Н.С. «Тень от пальмы» На главную


×

HTML:





Ссылка: