ПОВЕДЕНИЕлекция 1(этология, зоопсихология, физиология ВНД)


The Presentation inside:

Slide 0

ПОВЕДЕНИЕ лекция 1 (этология, зоопсихология, физиология ВНД) С.В.Попов 2005


Slide 1

Этология Зоопсихология (сравнительная психология) Физиология ВНД Поведенческая экология Генетика поведения ПОВЕДЕНИЕ Эволюция


Slide 2

Дисциплина ЭТОЛОГИЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ ФИЗИОЛОГИЯ (ВНД, нейропсихология, нейроэндокринология) ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ Проблемы эволюция поведения и его функциональное значение развитие и проксимальные механизмы поведения, восприятие связи между физиологическими процессами и поведением роль поведения в приспособлении животных к внешним условиям исследует механизмы наследования поведенческих признаков Методы наблюдение – предположение о функциях – проверка экспериментом или дополнительными наблюдениями эксперимент в контролируемых условиях эксперимент, детальный анализ строения поиски корреляций поведенческих характеристик с внешними условиями. скрещивание


Slide 3

“Единый целостный комплекс реакций и действий” (Мантейфель, 1980) ПОВЕДЕНИЕ “Способ активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды” (Зорина и др, 1999) “Форма жизнедеятельности … которая изменяет вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом (Словарь физиологических терминов. М.”Наука”,1987) “Все внешние характеристики движения, в т.ч. неподвижность” (Тинберген, 1985) Внешние проявления состояния животного” (Гольцман и др., 1994).


Slide 4

ПОВЕДЕНИЕ ??? непрерывно прерывисто


Slide 5

ПОВЕДЕНИЕ ??? целенаправленно не направлено


Slide 6

ПОВЕДЕНИЕ ??? произвольно непроизвольно


Slide 7

Четыре категории вопросов при исследовании поведения Непосредственные причины Почему птицы сидят на яйцах? Эволюция Почему птицы сидят на яйцах? Функции (конечные причины) Почему птицы сидят на яйцах? Формирование данной формы поведения в ходе индивидуального развития


Slide 8

Преобладающие направления: Восприятие – изучение видоспецифической “картины мира” – и по задачам, и по методам – психологическая или психо-физиологическая задача, но не решив ее, этолог не может полноценно толковать результаты своих наблюдений. Помимо сенсорных возможностей картину мира формируют перцептивные фильтры, в значительной мере управляемые мотивациями и эмоциями. Сюда же относится и изучение стимулов. Вклад в картину мира животного вносит и совокупная животная практика (Мешкова, Федорович, 1994) в форме биологических сигнальных полей (Наумов, 1973) и культурных традиций (Hinde. Fisher,1951). Научение (бихевеоризм) (в частности проблема подражания) Мышление Акт мышления возникает только тогда, когда у субъекта есть соответствующая мотивация и нет готовых поведенческих программ для ее удовлетворения (Лурия,1976) Зоопсихология.


Slide 9

Восприятие Cенсорные возможности Перцептивные фильтры мотивации и эмоции. Стимулы - внешние события


Slide 10

Стимулы (раздражители) Условные-безусловные Ключевые (релизеры) Сверхстимулы


Slide 11

Cенсорные возможности Электрический угорь Зрение пчелы Органы чувств Зрение Слух эхолокация Обоняние Вкус Осязание термочувствительность чувствительность к колебаниям среды Восприятие напряженности электромагнитного поля Эхолокация летучей мыши Термочувствительный орган змеи


Slide 12

Перцептивные фильтры Мотивации ощущаемые («опредмеченные» потребности Эмоции отражение вероятности удовлетворения потребности


Slide 13

Восприятие Cенсорные возможности Перцептивные фильтры мотивации и эмоции. Стимулы - внешние события


Slide 14

Научение изменение внутренней картины мира под влиянием опыта; установление причинно-следственных связей. Выработка условного рефлекса - сочетание условного и безусловного стимулов + подкрепление (положительное или отрицательное). Обратный процесс при отмене подкрепления - угасание. Инструментальное научение - метод «проб и ошибок». Животное реагирует прежде, чем получит подкрепление. Импринтинг Инсайт


Slide 15

Импринтинг


Slide 16

Инсайт (мысленное моделирование ситуации)


Slide 17

Мышление самораспознавание способности к счету курица ворона способность к экстраполяции


×

HTML:





Ссылка: