Предпрофильная подготовка:


The Presentation inside:

Slide 0

Предпрофильная подготовка: теоретические основы и опыт реализации в регионах 1


Slide 1

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот , кто не умеет читать , а тот , кто не научился учиться. А. Тоффлер(Футуршок) Ускорение темпов развития общества Переход к информационному обществу Рост глобальных проблем Демократизация жизни общества Динамичное развитие экономики Рост значения «человеческого капитала» 2


Slide 2

Модернизация – это усовершенствование, обновление, изменение образования в соответствии с требованиями современности. 3


Slide 3

воспитание толерантности развитие самостоятельности и способности к самоорганизации формирование высокого уровня правовой культуры развитие способности к созидательной деятельности Цели современного образования: 4


Slide 4

образование фундаментальность «Профильное обучение позволит за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональны- ми интересами и намерениями в отношении продолжения образования. …При этом обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования» (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования). 5


Slide 5

«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Общие положения и организация предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях 6


Slide 6

получить информацию о возможных путях продолжения образования оценить свои силы подготовиться к принятию решения о выборе своей будущей профессии 9-классник может и должен 7


Slide 7

Что поможет ребенку не ошибиться в выборе?.. курсы по выбору информационная работа профильная ориентация 8


Slide 8

Увеличиваются часы вариативного компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования Создаются классы предпрофильной подготовки Проводится опережающая профориентационная работа по освоению учеником механизма принятия решения, освоения поля возможностей и ответственности Школьники обучаются различным способам работы с информацией 9


Slide 9

На предпрофильную подготовку может быть затрачено Основные нормативы учебного плана предпрофильной подготовки 10


Slide 10

Резервы Базисного учебного плана для проведения предпрофильной подготовки девятиклассников 11


Slide 11

Структура учебного плана предпрофильной подготовки 12


Slide 12

Примерный расчет количества курсов для различных вариантов учебного плана Наибольшие возможности для самоопределения предоставляют учебные планы шестидневной учебной недели 13


Slide 13

Типичные ошибки в создании планов 1. Насколько школьный учебный план соответствует идеям предпрофильного обучения? 2. Соответствует ли учебный план предельно допустимой нагрузке на учащихся? 3. Сохраняется ли в нем предлагаемая структура и перечень рекомендуемых видов курсов? 4. Имеет ли учебный план необходимое кадровое, методическое, материально-техническое и иное обеспечение? не объясняют и не обосновывают целесообразности тех изменений, которые внесли в план разработчики, не раскрывают, какими ценностными установками они руководствовались при создании плана отсутствуют или составляются формально пояснительные записки к планам так, чаще других, в сторону ее превышения, нарушается норма предельно допустимой учебной нагрузки несоблюдение норм базовой модели, на которые опираются школьные учебные планы 14


Slide 14

Для успешной организации образовательного процесса важнейшее значение имеет еще один этап его планирования –составление расписания занятий Составление расписания занятий План и расписание должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему. Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана и является инструментом для структурирования времени учебного дня, недели, четверти, полугодия, года. 15


Slide 15

Для проведения предпрофильного обучения необходимо будет составлять сетевое расписание учебных занятий для всей образовательной сети. Оно потребует выделения общего для всех учреждений времени проведения занятий предпрофильной подготовки 16


Slide 16

Варианты составления сетевого расписания 17


Slide 17

психофизиологические особенности учащихся, санитарно-гигиенические нормы, рекомендации медиков и психологов, которые даются с ориентацией на конкретный вид учреждения, учитывать особенности содержания и построения образовательного процесса в конкретной школе, дидактические требования к режиму работы учреждения, интересы, возможности и объем нагрузки учителей Наряду с этим, расписание занятий должно быть достаточно гибким, позволяющим оперативно реагировать на разные ситуации, возникающие с конкретным классом, преподавателем, кабинетом, вносить частные изменения, не меняя всего расписания высокое качество образования, преодоление дезорганизации школьной жизни, профилактику перегрузки, переутомления и заболеваемости, быть направленным на поддержание хорошего самочувствия детей и взрослых 18


Slide 18

Предпрофильная подготовка должна выступать для каждого конкретного ученика не столько абстрактной формой их подготовки к выбору «профиля вообще» ( или формировать некую крайне широкую «способность выбора у ребенка»), сколько средством подготовки, помощью к выбору профиля и конкретного места получения полного среднего образования в следующем учебном году. 19


Slide 19

Ученик и его родители должны получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем о территориально доступных образовательных учреждениях, наименее затратных по времени, соответствующих интересу и выбираемому профилю дальнейшего обучения. 20


Slide 20

1. Информационная и организационная работа по переходу к предпрофильной подготовке Планирование действий по информированию учащихся и их семей Получение сведений о различных учреждениях образования Проведение школьных и межшкольных олимпиад Организация «Дней открытых дверей Издание информационных материалов школах, гимназиях, лицеях ВУЗах, ССУЗах, колледжах ЦДО для детей, ЦДЮТ, ЦИИР и т.д. Внутришкольная работа: ответы на вопросы учащихся, обобщение информации и т.д. 21


Slide 21

Целью информационной работы является получение возможности узнать, где можно получить или продолжить образование посетить курсы по выбору пройти психологическое тестирование пройти пробу по предметным областям тестовые или рейтинговые испытания продолжить обучение по выбранному профилю 22


Slide 22

2.Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки Профильная ориентация Работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению Помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения 23


Slide 23

Целями предпрофильной ориентации как составляющей предпрофильной подготовки являются: Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда Создание условий для повышения готовности подростков к социальному и культурному самоопределению 24


Slide 24

Этапы подготовки учащихся к ситуациям выбора: оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. при окончании 9 класса завершающий моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях; в период обучения в 9 классе основной выявление образовательного запроса учащихся при завершении обучения в 8 классе пропедевтический 25


Slide 25

пропедевтический этап 26


Slide 26

Необходимо указать: №№ и тип учреждений, контактные телефоны учреждений, расстояние между учреждениями образования, транспорт, время в пути, условия обучения: наличие питания, библиотеки и др., а также профили в старшей школе 27


Slide 27

28


Slide 28

Признаки дифференциации учащихся отсутствие обладание необходимый уровень сформированности общеобразовательных способностей универсального характера отсутствие наличие связь профильного обучения с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью неспособность способность самостоятельное формулирование запроса к образовательному учреждению 29


Slide 29

основной этап 30


Slide 30

31


Slide 31

завершающий этап 32


Slide 32

33


Slide 33

На завершающем этапе целесообразно реализовать однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора направления дальнейшего образования, заранее предусмотренное учебным планом школы. 34


Slide 34

Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образовательного пространства. 35


Slide 35

Примерные критерии готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе: 1. Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования 2. Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения 3. Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения 4. Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении. 36


Slide 36

3. Курсы по выбору как часть предпрофильной подготовки Курсы по выбору Межпредметные (ориентационные) четверть выход за рамки (кружки, студии) Предметно- ориентированные (пробные) четверть или полугодие углубление, расширение (факультативы) Курсы по выбору позволяют учащимся реально оценить свои возможности и попробовать свои силы. 37


Slide 37

Основы правовых знаний; Математическая логика; Риторика; Страноведение (на английском языке); Решение олимпиадных задач по физике и др. профильные курсы повышенного уровня помогают сделать осознанный и успешный выбор профиля 38 предметно-ориентированные (пробные) курсы по выбору


Slide 38

В процессе реализации предметно- ориентированных (пробных) курсов по выбору решаются следующие задачи: Реализация учеником интереса к выбранному предмету Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне Создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования 39


Slide 39

При выборе и разработке курсов по выбору нужно учитывать следующее: 40 вариативность привлекательность «избыточность» Сменяемость 2 раза за учебный год


Slide 40

41 Информация, расширяющая сведения по предмету Оригинальный материал, выходящий за рамки программы Знакомство со способами учебной деятельности для усвоения программы профиля Содержание курсов по выбору


Slide 41

ГДЕ ВЗЯТЬ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСАМ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Предметно ориентированные Существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов; Части учебных пособий для подготовки в вузы, классов с углубленным изучением предметов. Межпредметные (ориентационные) Научно-популярная литература 42


Slide 42

Примерный перечень программ курсов по выбору: Кемеровская область: Генетика человека; этнография коренных жителей Кузбасса; Заповедники РФ; Свет-частица или волна; Издательское дело; Методы решения задач; Введение в литературоведение; История в лицах; Основы стенографии и др. Псковская область: Организм как биосистема, его исследование; Алгоритмизация и программирование; Литературная Псковщина; Электронная теория в объяснении химических явлений; Методы научного познания и физическая картина мира; Основы правовых знаний; Риторика; Повторяем, решаем, закрепляем, узнаем новое и др. Новгородская область: История русской культуры; Природные уникумы России; Я и моя профессия; Человек в мире профессий и др. 43


Slide 43

предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов 44 «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Социология и статистика» и другие Межпредметные (ориентационные) курсы


Slide 44

Задачами данных курсов являются: Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям Поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю 45


Slide 45

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов предложенных типов. В процессе реализации курсов используются разнообразные подходы к организации занятий, такие как академические лекции, семинары, уроки, проектная деятельность, практики, игровые технологии и т.п. Выполняемые в ходе обучения на курсах проекты и исследования могут пополнить портфель индивидуальных достижений – портфолио. 46


Slide 46

4.«Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника «Портфолио» - это совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений. Приоритетными должны стать «профильные» достижения, то есть результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на 10 – 11 классы профилю обучения. При этом безусловным остается требования законодательства (федеральный закон «Об образовании», ст. 16, п. 1) о том, что все граждане, проживающие на данной территории (муниципальное образование) и имеющие право на получение полного среднего образования, должны иметь возможность реализации этого права; ответственность за создание условий по реализации данного права лежит на учредителе (для школ, как правило, это органы местного самоуправления), который, должен устанавливать соответствующие правила приема во всю сеть подведомственных себе учреждений, реализующих программы полного среднего образования. 47


Slide 47

Муниципальная экзаменационная комиссия (4 экзамена: русск. яз.; математика; 2 по выбору.) Задания формируются субъектом РФ Построение образова-тельного рейтинга каждого выпускника «портфолио» Зачисление в профильные классы и школы, учреждения СПО 48 5. Новая форма итоговой аттестации 9-классников


Slide 48

«Местные (муниципальные)органы управления образованием могут создавать экзаменационные комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по предметам профильного обучения в классах III ступени общего образования». Приказ Министерства Образования России 21.01.2003, № 135 49


Slide 49

Примерная схема исчисления образовательного рейтинга (по результатам итоговой аттестации за основную школу) 50


Slide 50

51


Slide 51

Итоговый рейтинг = Сумма результатов по 4 экзаменам + 1 максимальный балл из портфолио. Максимальный рейтинг = 30 баллов. Минимальный = 12 баллов Примечание. В схему счета не включена составляющая среднего балла аттестата. Вопрос о его учете пока остается открытым. 52


Slide 52

Успешной работы в учебном году! 53


×

HTML:





Ссылка: