Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему).


The Presentation inside:

Slide 0

Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему). Витухина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы. МОУСОШ №5 с.Прикумское Минераловодского района


Slide 1

Цель урока: 1).Показать важную роль знаков препинания на письме. 2).Развивать лингвистическое чутьё и коммуникативные способности. 3).Научить рассуждению по данной теме


Slide 2

Для чего нужна пунктуация? Знаки ставятся по силе разума. . М.В. Ломоносов


Slide 3

Пунктуация (от лат. «пунктум» -точка) – это 1).Система знаков препинания и 2).Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.


Slide 4

Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим.


Slide 5

В школе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный и восклицательный знаки (? !), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (; ), двоеточие (:), тире (-), скобки круглые ( ), кавычки (« …»)


Slide 6

Функции знаков препинания Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.


Slide 7

Внимание! На какие три группы делятся знаки препинания?


Slide 8

Отделительные знаки препинания


Slide 9

Разделительные знаки препинания


Slide 10

Выделительные знаки препинания


Slide 11

Тире и два тире Обобщающее слово после однородных членов. Вводное предложение Приложение Шум, веселье, смех-всё смешалось. Мой приход- я это смог заметить- смутил гостей Подростки-девочки и мальчики- поливали сад.


Slide 12

Восклицательный знак Обращение Междометие Ребята! Давайте жить дружно. Эх! Хорошо на свете жить.


Slide 13

Скобки двойные. Кавычки двойные. Вставное предложение. Прямая речь Село Прикумское (мы говорим о Минераловодском районе) расположено среди распаханных полей. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи».


Slide 14

Двоеточие. Двоеточие и тире. Обобщающее слово перед однородными членами. Обобщающее слово при при однородных членах. Вокруг одно и тоже: небо, равнина, холмы. И всё это: и река, и прибрежные вербы, и этот мальчишка-напоминали мне далёкие годы.


Slide 15

Задание 1. Прочтите выразительно. Докажите, что знаки препинания зависят от смысла высказывания. 1).Как он ответил? – Как, он ответил? –Как он ответил! 2). У нас один путь к победе. - У нас один путь- к победе! Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.


Slide 16

Отсутствие знаков препинания или неправильно выбранные знаки не только затрудняют чтение текста, но иногда делают предложение противоположным по смыслу. Задание2…Один преступник, осуждённый на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, нельзя казнить» Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась такая:»Помиловать нельзя, казнить.»


Slide 17

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Задание3. Прочитайте. Объясните необходимость знаков препинания. Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!


Slide 18

Знаки препинания – как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. Задание4. Расставить и объяснить знаки препинания. И однажды пушкинские строки На моём на русском языке Прочитал в Гайд-парке хмурый докер Силу потерявший на войне . Строки шли как волны выше круче Слушал парк дыханье затая Сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я. Сколько пунктограмм отражено в тексте?


Slide 19

Проверьте. Сколько пунктограмм отражено в тексте? И однажды пушкинские строки На моём, на русском языке , Прочитал в Гайд-парке хмурый докер , Силу потерявший на войне. Строки шли,как волны ,выше , круче . Слушал парк, дыханье затая, И сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я.


Slide 20

Вспомним шуточное стихотворение С. Маршака «Знаки препинания». У последней Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания.


Slide 21

Восклицательный знак! Прибежал Чудак- Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: -Ура! Долой! Караул! Разбой!


Slide 22

Вопросительный знак? Притащился кривоносый Вопросительный знак: -Кто? Кого? Откуда? Как?


Slide 23

Запятые, Явились запятые, Девицы завитые, Живут они в диктовке На каждой остановке.


Slide 24

Двоеточие. Многоточие. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие, И прочие, И прочие, И прочие…


Slide 25

Заявили запятые: - Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвались с той же строчки тётя точка с запятой: -Если нет над вами точки, Запятая- знак пустой!


Slide 26

Двоеточие, мигая, Закричало: -Нет, постой, Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.


Slide 27

Но сказало многоточие, Еле глазками ворочая: -Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там, где нечего сказать, Ставят многоточие…


Slide 28

Вопросительный знак Удивился: -То есть как? Восклицательный знак Возмутился: -То есть как! И сказала точка, Точка-одиночка: -Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас.


Slide 29

А вы как считаете? Какой знак препинания самый важный? Попробуйте высказать свою точку зрения.


Slide 30

О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.


Slide 31

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.


Slide 32

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.


Slide 33

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.


Slide 34

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!


Slide 35

Исходя из данного текста, ответьте на вопрос: «Какую роль играет пунктуация в жизни человека?» Аргументируйте свой ответ.


Slide 36

С2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи. Помогите Антону доказать свою точку зрения. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Зачем нужна пунктуация?»


Slide 37

Пишите сочинение, следуя плану: 1.Толкование ключевого слова, темы. 2. Комментарии по теме. 3. Тезисы. 4. Аргументы. 5. 2-3 примера. 6. Вывод.


Slide 38

Сочинение-рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?» Обдумывая теоретические положения своей работы, найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументируйте ваши мысли.


Slide 39

Сочинение – рассуждение. Для чего нужна пунктуация? План. 1. Толкование ключевого слова, темы. 2. Комментарии по теме. 3. Тезисы. 4. Аргументы. 5. 2-3 примера. 6. Вывод.


Slide 40

Желаем успеха!


Slide 41

Литература. 1. М. Т. Баранова Русский яэык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г. 2.Т. Ю Угреватова. Подсказки на каждый день. Калининград,1994г. 3. С. Маршак. Знаки препинания. 4.А. Каневский. О пользе знаков препинания. 5.Демонстрационный вариант 2010 г. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса


×

HTML:





Ссылка: