Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо».


The Presentation inside:

Slide 0

1 Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Даньшина Н.П., Оренбургская область, [email protected]


Slide 1

2 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Американцы не присвоили себе идеи, они лишь модифицировали их и довели до уровня технологии. Международный журнал «Перемена» о развитии критического мышления


Slide 2

3 «Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю». Джордж Бернард Шоу


Slide 3

4 Образовательные результаты РКМЧП: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.


Slide 4

5 Модель урока. Фаза вызова (evocation). Фаза реализации смысла (realization of meaning). Фаза рефлексии (reflection).


Slide 5

6 Учимся творчески интерпретировать информацию Учимся задавать вопросы Учимся работать с текстом Учимся прогнозировать Учимся воспринимать информацию ИНФОРМАЦИЯ


Slide 6

7 УЧИМСЯ ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал. 2.Продвинутая лекция. 3.Зигзаг.


Slide 7

8 Прием «Знаю – хочу узнать - узнал».


Slide 8

9 Продвинутая лекция. В течение урока-лекции учащиеся заполняют таблицу: Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия.


Slide 9

10 Прием «Зигзаг». 1 Рабочая группа 1 Экспертная группа 2 Экспертная группа 3 Экспертная группа 4 Экспертная группа


Slide 10

11 УЧИМСЯ ПРОГНОЗИРОВАТЬ Приемы: 1.Верные – неверные утверждения. 2.Прогнозирование.


Slide 11

12 «Верные – неверные утверждения». А.П.Чехов, 10 класс. А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Ему принадлежит афоризм «Красота спасет мир». А.П.Чехов по образованию был врачом. Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому. Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс. Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.


Slide 12

13 Александр Дейнека На стройке новых цехов. 1926. Перед спуском в шахту. 1925.


Slide 13

14 Климент Редько На земле мурманской. 1925. Динамит. 1922.


Slide 14

15 Казимир Малевич Девушки в поле. 1928-1932.


Slide 15

16 Юрий Пименов Даешь тяжелую индустрию! 1927.


Slide 16

17 Перед вами фотография основателя династии Ротшильдов. ?Что можно сказать об этом человеке по его внешности? ?Кто носит фамилию Ротшильд в рассказе? ?Что это за человек? ?Почему такой жалкий человек получил такую фамилию?


Slide 17

18 УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ Приемы: 1.Чтение с остановками. 2.Чтение с пометками INSERT. 3.Двойной дневник. 4.Кластер.


Slide 18

19 Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы. ? По названию предположите, о чем будет рассказ? ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? ? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ? Что будет с героем после событий рассказа?


Slide 19

20 Л.Н.Толстой «Война и мир», 10 класс.


Slide 20

21 Прием «Чтение с пометками INSERT».


Slide 21

22 Прием «Двойной дневник».


Slide 22

23 Составление кластера Например, при изучении творчества И.А.Бунина в 7 классе: И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»


Slide 23

24 УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Приемы: Толстые и тонкие вопросы. Мозаика.


Slide 24

25


Slide 25

26 УЧИМСЯ ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ Приемы: 1.Написание эссе. 2.Составление телеграммы, памятки, инструкции. 3. Стихотворение по алгоритму. 4. Нарисуйте счастье. 5.Письмо по кругу.


Slide 26

27 К.Паустовский «Телеграмма», 8 класс. Напишите письмо от имени главной героини, адресованное матери, в котором она могла бы попросить прощение за свое равнодушие.


Slide 27

28 М.Булгаков «Мастер и Маргарита», 11 класс. Телеграмма Маргариты с бала Сатаны. Нахожусь на балу Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева!


Slide 28

29 Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»


Slide 29

30 Хокку о Данко по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль», 7 класс.


Slide 30

31 Диаманта.


Slide 31

32 Прием «Нарисуйте счастье». Совесть.


Slide 32

33 Совесть. Совесть.


Slide 33

34 Письмо по кругу. Объединитесь в группы. У каждого должен быть листочек и ручка. Напишите три предложения по теме, затем передайте свой листок соседу. Получив листок соседа, продолжите его работу, написав еще три предложения, передайте соседу. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.


Slide 34

35 Ресурсы Интернета Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70 Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» С.В.Столбунова. Лекция №1. «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские черепахи» А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье» И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»: «Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!», «Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»


×

HTML:





Ссылка: