Новые аспекты внедрения ФГОС для детей с ОВЗ


The Presentation inside:

Slide 0

Новые аспекты внедрения ФГОС для детей с ОВЗ Бочарникова Екатерина Юрьевна КГКСКОУ СКОШ 8 вида 1


Slide 1

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.


Slide 2

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.


Slide 3

В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.


Slide 4

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.


Slide 5

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития


Slide 6

Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение и воспитание ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты. Таким образом, уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.


Slide 7

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: *от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, *до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.


Slide 8

Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании школьного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, включая как полное среднее образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми. Т.е. для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.


Slide 9

Состав группы школьников с ОВЗ в настоящее время явно меняется, при этом выделяются два взаимосвязанных процесса: Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при создании специального государственного стандарта общего образования. В его разработке должны быть представлены варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования.


Slide 10

Вместе с тем, наряду с «утяжелением» состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Существенную роль в таком изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их обучения.


Slide 11

Часть наиболее «благополучных» детей с ОВЗ «уходит» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы. Однако, Проект стандарта общего образования в настоящее время не предусматривает удовлетворение их особых образовательных потребностей в полном объеме и оказание им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования.


Slide 12

На фоне перемещения части наиболее «благополучных» детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной ( коррекционной) школе растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, не способных осваивать цензовый уровень общего образования, сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава учащихся массовых и специальных школ являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, обучающимся в общеобразовательной школе. Инструментом решения возникших на практике проблем должен стать государственный федеральный специальный стандарт общего образования для детей с ОВЗ.


Slide 13

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.


Slide 14

Целью специального образования является: введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.


Slide 15

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: · начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; · ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; · использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; · индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; · обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; · максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.


Slide 16

Соответственно, еще одним важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ.


Slide 17

Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.


Slide 18

К особым образовательным потребностям детей с умственной отсталостью в самых общих чертах относятся: - раннее получение специальной помощи средствами образования; - выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы


Slide 19

- увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 11-12 лет; - наглядно-действенный характер содержания образования; - упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; - введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; - отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;


Slide 20

- обеспечение обязательности начального профессионального образования; - необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; - обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся; - использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; - стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;


Slide 21

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; - психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения; - постепенное расширение образовательного пространства, выходящем за пределы образовательного учреждения.


Slide 22

Основными эффектами внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определяющими его место и значение в общей системе образования РФ, являются: - обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;


Slide 23

повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»; - модернизация институтов системы образования РФ , усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;


Slide 24

-единение образовательного пространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ с учетом региональной специфики социокультурных потребностей; совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных школ» и т.д.; - формирование концептуальной основы для разработки нового поколение учебников и учебно-методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ, для обучения школьников с ОВЗ.


Slide 25

Решение о переходе на ФГОС принимается самим учреждением после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При этом необходимо учитывать сложившую на территории Российской Федерации практику внедрения образовательных стандартов в процесс обучения. Стандарт вводится только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.


Slide 26

В качестве основных ступеней реализации подготовительного периода проектной модели внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ в практику работы образовательной организации могут выступать следующие организационно-содержательные мероприятия: 1. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ . 2. Анализ требований ФГОС к структуре, условиям и результатам освоения Программы обучающимися с ОВЗ. Определение проблемных точек, объема и характера (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.


Slide 27

3. Разработка необходимой документации. Приведение условий реализации к проектным требованиям. Обсуждение и утверждение документов в образовательной организации. Разработка Адаптированной основой образовательной программы, Программы коррекционной работы, Специальной индивидуальной образовательной программы и др. 4. Подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ через разработку необходимого учебно-методического оснащения процесса обучения (рабочих программ, дидактических материалов и пр.) с учетом рекомендаций, разработанных рабочей группой и соответствующих внутренних локальных актов учреждения.


Slide 28

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Закон выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.


Slide 29

«Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».


Slide 30

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. А организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.


Slide 31

Адаптированные основные общеобразовательные программы являются предметом государственной аккредитации.


Slide 32

Основной этап внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ предполагает следующие ступени: 1. Комплектование контингента учащихся с ОВЗ 2. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучение учащихся с ОВЗ. Заключение родительского договора. 3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы. 4. Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ.


Slide 33

Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В названии каждой образовательной области отражены оба компонента: Язык–знания о языке и речевая практика; Математика–знание математики и практика применения математических знаний; Естествознание–знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром; Искусство –знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве; Физическая культура –знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования; Технологии –основы предметно-трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения и т.д. .


Slide 34

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая на личные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.


Slide 35

Требования к результатам освоения образовательных Программ. В результате освоения образовательной Программы обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -овладевает, полезными для него знаниями, умениями и навыками; -достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции; осваивает формы социального поведения; -оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Требования к результатам –это описание планируемых результатов на определенном уровне образования.


Slide 36

Подход к оценке результатов, достигнутых обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в овладении «академическим» компонентом образовательной программы, предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. При этом учёт особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.


Slide 37

В условиях модернизации современного образования важным элементом профессиональной компетентности всех специалистов (учителей, воспитателей, психологов, логопедов, тьюторов и др.) участвующих в образовательной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, является владение ими информационно-коммуникационными технологиями. Формирование этих компетенций предусмотрено программами профессионального образования .


Slide 38

Однако быстрое развитие самих технологий, и на их основе разработка новых средств и методик образовательной, коррекционно-развивающей и реабилитационной работы, требует постоянного совершенствования знаний и умений в этой области. Задачу эту может решить разработка и реализация вариативных программ курсов повышения квалификации, ориентированных на специфику деятельности разных специалистов.


Slide 39

Родители вместе с учащимися, учителями и всеми остальными работниками учреждения являются участниками образовательного процесса. Это налагает на родителей определенные права и обязанности, в том числе по соблюдению Устава образовательного учреждения. Результаты знакомства родителей с правилами распорядка школьной жизни и обучения их ребенка закрепляются Договором между образовательной организацией и родителями. В данном документе целесообразно подробно остановиться на правах той и другой стороны.


Slide 40

Особо стоит отметить, что в договоре с родителя учащихся с ОВЗ, целесообразно предусмотреть отдельный раздел «Особые условия», согласно которому родитель обязуется обеспечивать ребенку необходимые приспособления (например: ортопедическими) и охранительный режим дома, лечением и лекарствами с учетом медицинских рекомендаций, предоставить образовательному учреждению исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка, что позволит учреждению полноценно выполнять свои обязанности по сохранению его жизни и здоровья, укажет о своем согласии ли несогласии в размещении фотографий ребенка на корпоративном сайте, фото и видеосъемку ребенка на школьных мероприятиях, участие ребенка в открытых внешкольных конкурсах и других мероприятиях, обработке его персональных данных.


Slide 41

Положительный эффект имеет опыт предоставления родительскому сообществу возможностей для размещения интересующей их информации: благодарностей родителям и от родителей школе, интересных и нужных ссылок и информации, касающейся развития и обучения детей, анонса мероприятий, проводимых для родителей или родителями для школьников, связи с педагогами и специалистами, поздравлений со значимыми семейными событиями или успехами детей и пр. Также информационную полноценность сайту учреждения придет активность учащихся на жизнь в школе: отклики в раздел новостей, страничка ученического сообщества или другие варианты, учитывающие индивидуальные возможности и уровень подготовки учащихся.


×

HTML:





Ссылка: