Русские народные ремесла


The Presentation inside:

Slide 0


Slide 1

Автор : Купцова Ольга Анатольевна ГОУ СОШ № 800 учитель ИЗО с 1 по 11 класс Москва 2012 год.


Slide 2

И.А.Ильин писал: “Судьбы народа скрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собой его духовное естество, и его силу, и его дар, и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего”. Да, если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды… И мы начинаем превращаться в “Иванов, родства не помнящих”.


Slide 3

Благодаря внимательному взору потомков откроется потаённое, неприметное досужему взгляду духовное бытиё России.


Slide 4

Фотоальбом Valued eMachines Customer


Slide 5


Slide 6

Городецкая роспись Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись(жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой


Slide 7

Особенно часто встречаются изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения.


Slide 8

Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.


Slide 9

Роспись Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха


Slide 10

Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы


Slide 11

Два вида росписи В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода.


Slide 12


Slide 13


Slide 14


Slide 15

Городецкий вид Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем


Slide 16

Основные приёмы ГОРОДЕЦКОЙ росписи


Slide 17

Цветочные мотивы


Slide 18


Slide 19

Хохломская роспись Хохлома? — старинный русский народный промысел , родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.


Slide 20


Slide 21

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.


Slide 22

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.


Slide 23

. «верхового» письма может служить «травка»


Slide 24

Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустико


Slide 25

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.


Slide 26

Особенности росписи Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон


Slide 27

Настоящая хохлома Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».


Slide 28

Особенность изготовления Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома»


Slide 29

Основные примы хохломской росписи


Slide 30


Slide 31


Slide 32

Роспись «Гжель» Название "Гжель" имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией


Slide 33

Гжель—один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения


Slide 34

История Издавна Гжель славилась своими гинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».


Slide 35

Из истории гжели До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву


Slide 36


Slide 37

Расцвет гжельского искусства Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.


Slide 38

Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта.


Slide 39

. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле.


Slide 40

Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.


Slide 41

Последовательность росписи


Slide 42


Slide 43

Жо?стовская ро?спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.


Slide 44

История Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил), Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.


Slide 45


Slide 46

. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.


Slide 47

. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.


Slide 48

. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.


Slide 49

Прокладка цветом Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.


Slide 50

1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.


Slide 51

2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.


Slide 52

3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.


Slide 53

4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней)


Slide 54

«Чертёжки» и «привязки»


Slide 55

. Э Т А П Ы Р О С П И С и


Slide 56

Все этапы


×

HTML:





Ссылка: